Справочники и кинематографические базы данных на запрос «Ромео и Джульетта» выдадут ищущему не менее полусотни вариантов постановок, первые из которых датируются далеким 1900 годом. А сколько фильмов сделано по мотивам знаменитой трагедии Уильяма Шекспира, вряд ли можно перечесть. Причем в последние годы режиссеры скорее стараются выйти за рамки канонов и представить знаменитую историю любви с необычной стороны, чем обращаться к классическим декорациям. Мы вспомнили несколько недавних картин, снятых по мотивам веронских событий, описанных в произведении Шекспира, но переосмысленных и видоизмененных
Картина База Лурмана является, пожалуй, самой яркой неклассической постановкой Шекспира. Сколько бы впоследствии ни делалось попыток осовременить классику, всем неизбежно приходилось сталкиваться с лурмановским колоссом и неизменно отступать – настолько Ромео и Джульетта конца 90-х оказались безупречными. Лео Ди Каприо еще не «осчастливлен» билетом на «Титаник», Клэр Дэйнс еще не погрузилась в дебри «Чужого среди своих», темнокожий Меркуцио, пистолеты вместо шпаг, корпоративные войны вместо противостояния дворов – Лурман сумел совместить современность с классическим стихом Шекспира почти без швов. И тем заработал себе славу искусного режиссера костюмных, пышных, почти бурлескных постановок.
Даже если бы японцы просто попытались перенести классическую европейскую трагедию, полагаем, и в этом случае у них получилось бы нечто необычное, но в Стране восходящего солнца пошли еще дальше – сделали из «Ромео и Джульетты» аниме-сериал и мангу. Естественно, со всеми прилагаемыми атрибутами. Новая Верона в этой адаптации – летающий город, которым долгие годы правила семья Капулетти. До тех пор, пока жестокие Монтекки в одну из ночей не вырезали весь род своих врагов, кроме двухлетней Джульетты, спасенной придворными. Спустя 14 лет девушка возглавляет сопротивление тиранам Монтекки, но у последних есть секретное оружие – Ромео. Сериал состоит из 24 эпизодов, а манга разрослась до двух томов.
Еще один мультфильм, с одной стороны, более привычный американскому и европейскому зрителю, а с другой – не менее странный, чем японское аниме, ведь главными героями этой вольной интерпретации шекспировского наследия стали… садовые гномы! События фильма разворачиваются на родине британского классика, в городке Стратфорд-на-Эйвоне, где Монтекки и Капулетти – соседи, соперничающие в своем увлечении садоводством. Оба двора украшены садовыми гномами, которые норовят сорваться с места, когда никто из людей их не видит. Полагаем, не будет спойлером подсказка о том, что семейная анимационная комедия, да еще и снятая при участии студии Уолта Диснея, просто не может закончиться трагически.
Формально постановка Джонатана Ливайна, сочетающая жанры фильма ужасов, ромкома и мелодрамы, является экранизацией одноименного романа Айзека Мариона. Однако только слепой не заметит, что за разлагающимися одеждами зомби и выживших после апокалипсиса людей скрываются платья и камзолы итальянских старинных родов. Новоявленная Джульетта-Джули принадлежит роду человеческому, окопавшемуся за неприступными стенами, а Ромео-Р представляет враждебно настроенные полчища ходячих мертвецов. Даже приятеля полумертвого Ромео зовут М – Меркуцио. Отличает роман и фильм от шекспировской трагедии не только трупный душок, но и финальная идея. В «Тепле наших тел» любовь между Джули и Р не убивает, а, наоборот, дарит жизнь.
Своих Ромео и Джульетту имеет каждое поколение и каждая страна. В Новой Зеландии герои Шекспира живут в современном городке трейлеров. Ромео болтается по пляжам, переписывается в социальных сетях, ставит лайки и обменивается фотками с виртуальными подружками. Джульетта нежится в надувном бассейне, отваживает ухажеров и занимается уличными танцами. Вместо дворцов – автостоянки, вместо шпаг и мечей – уличные драки с арматурой, вместо бала – танцы под навесом на берегу моря. Картина Тима ван Даммена – «Ромео и Джульетта» поколения YouTube, да еще и выполненная в жанре мюзикла, где герои не стесняются и рэп прочитать, и романтическую балладу пропеть на фоне заката.
«Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет» – знаменитые слова Джульетты как нельзя лучше относятся к тому, что в последние годы делают с шекспировской классикой режиссеры. Но что если вы устали от самодеятельности? Или предпочитаете традиционное прочтение литературного достояния? Фильм Карло Карлея, выходящий сейчас в прокат, – именно ваш вариант. Снятая в год 90-летия Франко Дзеффирелли и 45-летия выхода на экраны оскароносной «Ромео и Джульетты» 1968 года картина удовлетворит самых взыскательных зрителей, ведь сделана она кинематографистами Британии и Италии на настоящей апеннинской натуре и в старинных замках Вероны и Мантуи. В век постмодернизма такой традиционный подход выглядит вызовом. Итак: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»