Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

10 фильмов перевравших реальные события

Титр «Основано на реальных событиях» не должен вводить зрителя в заблуждение, создатели соврут – недорого возьмут. Хотите убедиться в том, что верить фильмам нельзя?

Добавить в закладки
Нет, ребята, все не так!

«Покахонтас» (1995)

Кадр из мультфильма «Покахонтас»

Да, от анимационных фильмов студии Disney, где летают слоны, разговаривают подсвечники и львы выбирают себе короля, вряд ли стоит ожидать реалистичности, однако никто же не тянул за язык сценаристов и постановщиков ленты «Покахонтас», у главной героини которой существует вполне осязаемый исторический прототип. Отбросим страдающего ожирением енота (в то время еще совсем не «особенного»), говорящее дерево (оно не есть Грут) и песенки о цветочках и ветерке, сосредоточимся на истории. А история гласит, что в момент прибытия на Американский континент капитана Джона Смита юной Покахонтас было всего 10 лет. Хоть легенда и рассказывает о том, что дочь вождя спасла захваченного в плен британца, многие исследователи считают, что казнь Смита была своего рода ритуалом, инсценировкой, в которой удачно была задействована юная красавица. Что уж говорить о романтических отношениях Смита и Покахонтас – они попросту высосаны из пальца.

«Игры разума» (2001)

Кадр из фильма «Игры разума»

Гениальный ученый, блистательный ум, обогнавший свое время, и в то же время невыносимый супруг, тяжелый больной – все это Джон Форбс Нэш. Безусловно талантливо сыгранный Расселом Кроу в картине Рона Ховарда, экранный Нэш похож на свой исторический аналог, но далеко не во всем. Ну, во-первых, присутствие в фильме персонажей Пола Беттани и Эда Харриса – это уже существенное допущение, на которое режиссеру пришлось пойти, чтобы оформить в какую-то удобоваримую форму такой симптом шизофрении, как голоса в голове. Конечно, никаких секретных агентов Нэш не видел, что, впрочем, не мешало ему верить в необходимость своей работы на правительство США. Во-вторых, трагические отношения между персонажами Кроу и Коннелли тоже преувеличены, супруга Нэша покинула его всего через пять лет после свадьбы, последующие их контакты были редкими и непродолжительными. Наконец, фильм напрочь обошел стороной непримиримый антисемитизм Нэша. Его современники списывали неприязнь ученого к евреям на болезнь, но от греха подальше не позволили триумфатору произнести традиционную речь при получении Нобелевской премии.

«Перл Харбор» (2001)

Кадр из фильма «Перл-Харбор»

О режиссера, снимающего фильмы о гигантских роботах и спасении Земли от стремительно приближающегося астероида, требовать строгого соблюдения буквы исторических свидетельств глупо, поэтому относиться к «Перл Харбору» Майкла Бэя серьезно никак нельзя. Однако в год своего выхода вместе с фантастическими кассовыми сборами Бэй принял на свою голову оглушительный душ из упреков, насмешек и угроз от историков, ветеранов и документалистов. «Перл Харбор» действительно рассыпается в труху, за что ни хватись: Майкл переврал цифры и цитаты, исказил роль руководителей американского флота и приукрасил успехи соотечественников в Европе того времени. Японцам и вовсе досталось в стиле самой оголтелой пропаганды, они разве что только гавайских младенцев в фильме не ели. Исчерпывающий набор претензий к картине вылился в полнометражный документальный фильм канала National Geographic, разбирающий фильм по косточкам.

«Поймай меня, если сможешь» (2002)

Кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь»

Посмотреть картину Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь» стоит хотя бы ради того, чтобы убедиться в проявлении таланта Леонардо Ди Каприо задолго до того, как совместные работы с Мартином Скорсезе сделали его мегазвездой. Во всем остальном лента – выдумка едва ли не стопроцентная. Это и неудивительно, Фрэнк Эбегнейл, главный герой-мошенник, выступил соавтором сценария, ну а как он умеет приукрашать действительность, знали все. Начиная с надуманной линии с отцом, которого в реальности Фрэнк обобрал первым в своей «карьере», и заканчивая финальной поимкой (на самом деле Эбегнейла банально задержали после того, как продавец узнал в покупателе молока героя плаката «Их разыскивает ФБР»). Да что там подвиги Фрэнка, персонажа Тома Хэнкса, потерявшего в погоне за своей главной головной болью семью и загубившего карьеру, вовсе не существовало. «Поймай меня, если сможешь» – фантастика похлеще «Инопланетянина».

«Последний король Шотландии» (2006)

Кадр из фильма «Последний король Шотландии»

Британский доктор, оказавший первую помощь слегка пострадавшему в аварии угандийскому диктатору Иди Амину, а затем ставший одним из приближенных «последнего короля Шотландии»? Похоже на сказку. Так и есть, доктор Гарриган, которого сыграл Джеймс МакЭвой, никогда не существовал, а его образ соткан из историй нескольких реальных людей из обслуги Амина, чаще всего, кстати, чернокожих. Другое дело, что зверства и безумие, окружавшие Амина, сами по себе сложно сочетаются с реальностью, но это еще не повод браться за искажение истины. Впрочем, уровень знания авторами истории можно оценить финальной сценой. В картине утверждается, что в аэропорту погибло трое заложников, но в реальности смертей было четыре. Странно, что авторы придумали персонаж, изо всех сил придавали человеческий облик кровавому мяснику, но при этом «забыли» про невинную жертву в одной из самых близких к реальности сцен.

«Двадцать одно» (2008)

Кадр из фильма «Двадцать одно»

Умники, обувающие казино благодаря своему умению считать карты и разбираться в теории игр, – что тут можно приукрасить или изменить? На самом деле фильм «Двадцать одно» к реальности действительно довольно близок. Кучка студентов-вундеркиндов под предводительством преподавателя «вышки» действительно на рубеже 2000-х обставили несколько игровых залов, чем привели в бешенство едва ли не весь Вегас. Обман зрителя здесь заключается в другом, и от него разит расизмом сквозь годы и расстояния. На деле студенты Массачусетского технологического, овладевшие искусством считать карты, едва ли не все до единого были американцами азиатского происхождения. Некрасиво получилось. Жалкая попытка вписать в картину пару азиатов, которые только и делают, что стоят на стреме, лишь подчеркнула лживость происходящего.

«Социальная сеть» (2010)

Кадр из фильма «Социальная сеть»

Дэвид Финчер своим фильмом «Социальная сеть» добился удивительного результата – все реальные прототипы истории создания Facebook открестились от того, что показано в картине. Недовольными оказались обе стороны конфликта Цукерберг-Винклвоссы, отмахнулась от ленты Эрика Олбрайт, девушка, из-за которой Цукерберг якобы начал работать над своим сайтом, далеки от реальности подробности конфликта Марка и Эдуардо Саверина. Возможно, виной всему стало то, что за сценарий Аарон Соркин уселся раньше, чем книга Бена Мезрича, которую Финчер хотел видеть в основе фильма, увидела свет. А может быть, соответствию реальности помешало то, что источником информации о персонажах стала только одна точка зрения. Как бы то ни было, все реальные прототипы от «Социальной сети» отвернулись, не предъявив, впрочем, никаких серьезных претензий. Если уж латиноамериканец Саверин проглотил то, что его сыграл белый англичанин Эндрю Гарфилд, чего уж тут говорить.

«Операция “Арго”» (2012)

Кадр из фильма «Операция "Арго"»

Несмотря на то что «Арго» Бена Аффлека получил множество наград и удостоился высочайших похвал критиков, оценить реалистичность событий, в нем продемонстрированных, не преминули сразу несколько специалистов. И картина в целом получила положительные оценки. Действительно, создатели пользовались множеством источников, в том числе мемуарами агента ЦРУ Тони Мендеса, публицистикой из журналов тех лет, исследовательскими документальными фильмами. И все же Голливуд не был бы Голливудом, если бы не приукрасил историю. Для начала картина Аффлека существенно преуменьшает роль в процессе спасения заложников канадских дипломатов и абсолютно отмежевывается от участия в операции британского и новозеландского посольства. Зато авторы переборщили с трагизмом финального вылета дипломатов и агента из Тегерана – никакой погони и допросов не было, все прошло без сучка без задоринки. Про то, что мексиканца Мендеса сыграл бостонский северянин Бен Аффлек, умолчим, это уже входит в традицию.

«Афера по-американски» (2013)

Кадр из фильма «Афера по-американски»

Авторы «Аферы по-американски» подстелили соломку, указав, что лишь что-то из показанного на экране произошло на самом деле. Больше того, отказавшись на раннем этапе от более реалистичного сценария «Американская чушь», авторы сняли с себя всю ответственность, поменяли имена героям и переверстали палитру событий. Так, персонаж, сыгранный Джереми Реннером, на деле собран из нескольких «запчастей», герой Брэдли Купера соединил в себе двух реальных агентов ФБР, а подробности операции, особенно в той ее части, которая касается фальшивого шейха, от реальности оказались совсем далеки. Кроме этого, Дэвид О. Рассел реализовал историю в жанре трагифарс, а в него никак не вписывалось то, что прототип героини Эми Адамс в операции ФБР практически не участвовала, а супруга главного героя, сыгранная Дженнифер Лоуренс, после окончания операции покончила с собой. Не слишком похоже на киношный хеппи-энд, правда?

«Капитан Филлипс» (2013)

Кадр из фильма «Капитан Филлипс»

Самой большой проблемой картины Пола Гринграсса «Капитан Филлипс» является то, что ее сценарий основан на книге мемуаров самого Филлипса, показавшего себя в воспоминаниях героической личностью, несгибаемым авторитетом и прирожденным лидером. На деле же это оказалось не совсем так. После выхода картины в прокат пожелавшие остаться неназванными члены команды Филлипса рассказали, что капитан вовсе не был таким уж лидером, каким его продемонстрировал Том Хэнкс, моряки его не особенно любили и не жаловали рейсы с ним. Кроме того, в реальности моряки уговаривали капитана не входить в опасные воды, в то время как Филлипс, по их словам, сам накликал беду, сунувшись слишком глубоко на пиратскую территорию. Гринграсс, впрочем, все нападки отметает, мол, напишите свои мемуары, и пусть кто-нибудь снимет по ним фильм, тогда и посмотрим. А пока сами решайте, кому верить, а кому нет.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?