Каждый год за «Оскар» борется множество фильмов, основанных на реальных событиях и рассказывающих о великих личностях. Такой интерес кинопремии к байопикам легко объяснить: в каждой из этих историй режиссёры находят проблемы, актуальные по сей день: от расизма и бюрократии до более вневременных вроде человеческой воли. Рассказываем о картинах, которые познакомят вас с реальными персонажами, изменившими мир.
1968 год, аферист Мартин О’Нил (Лакит Стэнфилд) попадает в лапы фэбээровцев и решает, что вместо шести лет в тюрьме ему лучше стать двойным агентом спецслужб. Его отправляют прямиком в штаб «Чёрных пантер», чтобы развалить организацию изнутри, а ещё следить за их лидером Фрэдом Хэмптоном (Дэниэл Калуя). Забавно, как перекликаются оскаровские байопики этого года. «Ма Рейни» и «Билли Холлидэй» рассказывают тяжёлой судьбе исполнительниц блюза, «Звуки металла» и «Земля кочевников» пытаются переложить истории документалистики в формат игрового кино, а «Иуда и чёрный мессия», кроме того что очевидно обращается к библейскому сюжету, ещё и дискутирует с «Судом над чикагской семёркой», где судьбы «Чёрных пантер», пускай и по касательной, становились частью гигантской мозаики американской политики. Режиссёрская работа Шаки Кинга в этом смысле куда более детальная попытка показать не только «чёрные» движения, но и противоречия в афроамериканском сообществе.
Байопик-долгострой Дэвида Финчера о сценаристе Германе Дж. Манкевиче должен был запуститься в производство аж с конца 90-х. За основу (помимо, само собой, сложной истории создания и написания «Гражданина Кейна») режиссёр взял скрипт отца, мечтавшего воплотить задумку всей жизни. К сожалению, после его смерти Финчеру пришлось дорабатывать проект самостоятельно — и вот только в 2020 году «Манк» попал на экраны. Правда, малые — фильм вышел прямиком на стриминг-гиганте Netflix. Эта чёрно-белая ретро-драма, ещё и записанная на аутентичную звуковую аппаратуру из 30-х, рассказывает вечно актуальную историю о связи искусства и политики. Костюмы, музыка и декорации обаятельного старого Голливуда — словом, идеальная стилизация под эпоху, на фоне которой маленький человек отчаянно бросает вызов системе.
Почти все фильмы Аарона Соркина (будь то чисто сценарные работы вроде «Социальной сети» или «Человека, который изменил всё» или режиссёрские проекты — «Игра Молли») обращаются к реальным событиям из истории США. «Суд над чикагской семёркой» выполнен в излюбленном автором жанре судебной драмы и, как бы парадоксально это ни звучало, для жителей СНГ может стать более актуальным, чем для американцев. Участникам протестов против войны во Вьетнаме грозят реальные сроки. Среди них студенты, члены «Чёрных пантер», основатели партии йиппи, в общем, совершенно разные люди, которым не повезло попасть под горячую руку власти. Во время судебного процесса им предстоит не только воссоздать картину прошедших дней и противостоять одиозному судье, отказывающемуся слушать подсудимых, но и решить противоречия между собой. Соркин и раньше рассказывал о произволе истеблишмента и больших победах маленьких людей, но в этот раз его патетика, кажется, достигла масштабов Большого постановщика.
1927 год, знаменитая Ма Рейни (Виола Дэвис), прославившаяся своим блюзом, отправляется с группой в Чикаго, чтобы записать новый альбом. Один из её коллег — молодой трубач Леви (Чедвик Боузман), у которого на всё есть свой взгляд, и именно с ним в словесной битве предстоит сразиться опытной певице, не собирающейся идти на творческие уступки. «Ма Рейни: Мать блюза» — в общем-то, старомодное разговорное кино в замкнутом пространстве, которое кто-то даже может небрежно назвать «театральщиной». События фильма выдуманные, но вот лоск эпохи, включая музыку с костюмами, вышел максимально аутентичным. Есть, впрочем, и другая причина смотреть это кино — Чедвик Боузман, умерший в прошлом году, исполнил одну из самых своих эффектных, и, к сожалению, одну из последних ролей.
Ещё один фильм про блюз-звезду, но в этот раз выполненный не в стилистике диалогового кино, а в жанре судебной драмы. Главная героиня — популярная артистка Билли Холидэй, которая страдает от наркозависимости. ФБР решает привлечь её к ответственности не только за хранение, но и за подстрекательства к беспорядкам. Мягко говоря, не очень изящная история о линчевании темнокожих в Америке, которая, несмотря на потенциал, с каждым новым актом всё быстрее превращается в заурядный oscar-bait, фильм, будто бы созданный для завоевания престижной награды. Правда, шанс на победу у этой картины только в одной номинации —лучшей актрисе (Андра Дэй), а там, как известно, внушительный список конкуренток: от МакДорманд до Ванессы Кирби.
Формально не совсем байопик, но фильм, частично основанный на реальной истории. Режиссёр Дариус Мардер подхватил идею нереализованной документалки про оглохшего барабанщика и решил снять полный игровой метр с Ризом Ахмедом в главной роли. Картина рассказывает о драмере Рубене, который бросил наркотики и сейчас играет в своей панк-метал группе Blackgammon. На одном из концертов он понимает, что у него пропадает слух, и теперь музыканту придётся адаптироваться под новые трагичные условия. Пожалуй, куда более внушительная (пускай и менее «документальная» в отношении сюжета), чем «Билли Холлидэй» и «Иуда», картина из оскаровской гонки, которая ловко обходит все прописные истины и умудряется не скатиться в штампы кино о преодолении или принятии себя.
Кино, начинающееся как анекдот про незнакомцев, зашедших в бар. В номере дешёвого мотеля собираются Мухаммед Али, Малкольм Икс, Сэм Кук и Джим Браун, чтобы отпраздновать триумф первого, а потом волей-неволей обсудить жизнь и политику в Америке. Эта встреча действительно была, но, прямо как и фильм о Ма Рейни, все детали и диалоги принадлежат фантазии драматурга и режиссёра. Используя знаменитые личности скорее как живые мифы, авторы разворачивают вдумчивый и совершенно неангажированный диалог об обществе, расизме и активизме. Режиссёрский дебют Реджины Кинг парадоксально выдержан, снят так, словно за него взялся человек с многолетним опытом постановки игрового кино. Если патетика «Иуды» и «Ма Рейни» вам покажется слишком назойливой, всегда есть более искусная «Одна ночь в Майами».
Любопытное осмысление одноимённого нон-фикшена об американцах, оставшихся на обочине общества. Кочевники — люди, которые решили отказаться от концепции дома и отправились в путешествие по бескрайней стране, как можно дальше от карающей руки государства и его суровых законов. В фильме Хлои Чжао их эпизодические роли исполнили настоящие кочевники, чьи истории отчасти легли в основу сюжета. Персонаж Фрэнсис МакДорманд — одно из редких художественных «вкраплений», эдакий собирательный образ кочевницы, который провожает зрителя в незнакомый и неизведанный мир дорожной Америки. Не характерный для классического байопика, но по интенции что-то очень близкое к историям, основанным на реальных событиях.