Неоригинальное и механистичное продолжение культового хоррора в стилистике мокьюментари, раздражающий эффект которой здесь возведен в абсолют
С событий первого фильма прошло много лет, но история ведьмы из Блэр и проклятого леса не дает покоя Джеймсу (Джеймс Аллен МакКьюн) – младшему брату Хезер, пропавшей во время поисков легендарной ведьмы. Наткнувшись в Интернете на запись, сделанную вроде бы в том самом доме, где закончилась съемка Хезер, и разглядев на ней силуэт девушки, Джеймс выходит на того, кто ее разместил. Выясняется, что запись нашли в лесу возле Беркитсвиля, и парень решает собрать еще одну экспедицию, надеясь, что Хезер все еще жива.
Адам Вингард – один из самых ярких молодых хоррормейкеров нашего времени, создатель «Тебе конец!», «Гостя» и соавтор двух первых фильмов в трилогии «З/Л/О» – постановщик креативный, изобретательный и смелый (своего в его фильмах мало, зато чужое он нередко скрещивает в весьма неожиданных комбинациях). К сожалению, в работе над сиквелом культовой «Ведьмы из Блэр» его креатива хватило только на то, чтобы снять фильм в полном секрете под нейтральным названием «Лес» и с помпой раскрыть его принадлежность к легендарному циклу лишь за два месяца до кинопроката, на первом показе на Comic-Con. Все остальное в «Новой главе» какое угодно, только не новое.
Надо отдать должное создателям трейлера, ролик у фильма получился весьма эффектный, но в виде полного метра «Ведьма из Блэр» имеет один фатальный недостаток: Вингард пытается сочетать вкрадчивый саспенс оригинального фильма и истеричную мокьюментари-мельтешню, но сочетаться они отказываются категорически. В итоге фильм разваливается на две неравноценные части, в первой из которых, пока герои только забредают в лес и проводят там ночь, нам предлагают все ту же первую «Ведьму», но под новым соусом из технопримочек середины второго десятилетия XXI века (персонажи пользуются мини-камерами, gps-навигатором и дроном, с помощью которого могут понять, где они находятся), а во второй – абсолютно безликую беготню, которая кажется свистнутой из все той же трилогии «З/Л/О». Ну, или прошлогоднего ужастика «Ночной свет», с которым у вингардовской «Ведьмы» очень много общего, но одно большое отличие: «Ночной свет» хороший, а «Новая глава» – нет.
О том, что мокьюментари-стилистика выходит из моды, начали говорить еще лет семь назад, и сейчас, в 2016 году, она воспринимается уже не как «свежий взгляд», а как надоевший костыль. Никто уже не ассоциирует себя с героями из-за того, что повествование ведется от первого лица, а вот ограничений такая техника съемки накладывает огромное количество. Как это обойти? Никак. И Вингард не обходит – как только начинается экшен, экран превращается в невнятное трясущееся месиво, которое еще и периодически сбоит (постоянные помехи и зависания – одна из самых раздражающих фишек мокьюментари-хорроров «цифровой» эпохи). Добавьте к этому постоянные несмолкающие вопли, и получится фильм, который либо вгоняет в сон, либо не на шутку раздражает.
В копилку раздражения хочется добавить еще и чисто режиссерские приемы, которыми Вингард пытается напугать, – это преимущественно банальнейшие, тупейшие, совершенно неприличные своей прямолинейностью «скримеры» с неожиданными выскакиваниями и громкими звуками. Единственная по-настоящему удачная сцена со сломанным тотемом попала в трейлер, и если вы его видели перед просмотром, можете внутренне готовиться – ничего лучше в «Новой главе» не будет.
Возможно, фильм как-то расширяет мифологию ведьмы, что-то добавляет к истории Растина Парра? Увы, здесь тоже мимо – герои по ходу фильма пару раз «вбрасывают» обрывки новой информации, но, как выясняется, только для того, чтобы они сыграли в финале, оставив больше вопросов, чем ответов. Извините, но сейчас уже не 99-й год и фанаты не будут мусолить ваши загадки, пытаясь объяснить их за вас, и гадать, что все это значит, только потому, что вы спрятались за популярной мифологией.
С 6 октября в кино.