Голливудский режиссер Чак Рассел провел в Москве мастер-класс «Ночь ужасов: разбираем фильмы по косточкам». Автор культовых картин «Кошмары на улице вязов 3: Воины сна», «Маска» и «Царь скорпионов» научил студентов школы CINEMOTION и других творческих ВУЗов правильно пугать зрителей
Думаю, многие режиссеры фильмов ужасов начинают снимать их из-за того, что они трусы, мы следуем на основе своих инстинктов. Уэс Крэйвен был первым человеком, начавшим использовать ночные кошмары в кино. Это был такой невероятно инновационный концепт, который будоражит воображение. Моя задача заключалась в том, чтобы развить концепцию на следующем уровне, добавить воображения и в итоге спровоцировать еще более мощную реакцию. Фильмы ужасов, наверное, последний из племенных опытов, который мы переживаем как общество. Подумайте об этом! Мы собираемся вместе в темной комнате – сотни людей, бок о бок с незнакомцами – и все кричим в один и тот же момент. Лучшее, что дает нам такое кино, – катарсис в результате страха перед неизвестным. Наша задача как создателей фильмов – двигать, развивать жанр, делать его более личным и находить новые способы контакта с аудиторией. Тело реагирует физически на эти картины. Вы накопили напряжение на работе в течение недели, нужен просто один сильный испуг – и вы уходите с облегчением.Что делает фильм страшным? Не так давно одна из студий пригласила меня и других режиссеров на конференцию. Они пытались разработать самого жуткого монстра для фильма ужасов. Дело не в дизайне. Какими бы прекрасными не были разработки, эффекты, связанные с гримом – дело не в этом. Главное по-прежнему в истории. Есть ли в ней персонаж, о котором мы беспокоимся, которому можем сочувствовать. «Хэллоуин» был одним из величайших фильмов, прорывом в жанре ужасов. Наше сердце захватил Джимми Ли Кертис. Джейсон – убийца в хоккейной маске – на самом деле не страшный. Он становится страшным, только если мы начинаем сочувствовать герою. Нужно показать зрителям, что поставлено на кон. Мое любимое начало хоррора было в фильме «Челюсти». Потому что в течение первых минут мы получаем чувство опасности и тайны. Чтобы создать саспенс, не обязательно снимать очень кровавый фильм, делать его чернушным. Здесь мы сразу понимаем, что поставлено на кон и в чем элемент ужаса. «Челюсти» сделали Стивена Спилберга известным, это прекрасный фильм.
Главный вызов для начинающего режиссера – стартовать с низким бюджетом. Ведь нужно создать убедительный мир, в который хочется верить. Сейчас мы живем в эпоху, когда многие молодые режиссеры снимают кино с небольшой камерой, за какие-то минимальные деньги. Эти фильмы становятся все страшнее и страшнее, потому что мы не знаем их правил. Первой заметной работой в таком жанре была
Моей первой работой в качестве режиссера была третья часть «Кошмара на улице Вязов». Вместе с моим другом и коллегой Фрэнком Дарабонтом мы написали сценарий за 10 дней. Перед нами стоял вызов – превзойти первую часть «Кошмара на улице Вязов». Я считаю этот фильм очень действенным, потому что он говорит о таком сокровенном периоде жизни, когда мы понимаем, что не все так прекрасно в нашем мире, могут произойти и плохие вещи. Одна из главных моих идей заключалась в существовании некоего братство молодых людей, потому что никто их не понимает, никто не верит, что Фредди действительно реален. Я провел исследования среди тинэйджеров с психологическими проблемами, а саму историю разместил в психиатрической больнице для суицидальных подростков.
Даже самая сумасшедшая сцена, которая использует воображение в полную силу, должна начинаться с раскадровок. Мы стартовали с довольно примитивных концептов. Вот отрывок, в котором подростков в психиатрической больнице заставляют спать. Но только они знают, что как только попадут в свой кошмар, там может появиться Фредди. В этом эпизоде Крюгер становится марионеткой, висящей на стене, а после он превращает в куклу свою жертву. Здесь очень странная и мощная актерская игра Фредди – Роберта Иглунда. Это снято с помощью оптических и настоящих физических эффектов еще до эпохи компьютерной графики, с очень низким бюджетом, и вот такие результаты – кошмар наяву.
Если ваши персонажи не так умны, как ваши зрители, вы потеряете зрителей. Не позволяйте группе персонажей разбиваться, чтобы что-то отыскать в доме с привидениями. Лучшие фильмы ужасов всегда находят способ драматизировать взаимодействие между главным героем и противником. В «Молчании ягнят» Энтони Хопкинс узнает самый страшный кошмар Клариссы и использует его для шантажа. Их отношения – великолепная игра в шахматы. Высший класс в жанре хоррора! Этот фильм помог жанру стать респектабельным. Если выбрать только один фильм, который анализирует психологию зла, наверное, это будет «Молчание ягнят». Или Альфред Хичкок в картине «Психо», он же буквально изменил кинематограф. Он взял самую известную звезду на то время – Дженет Ли – и в течение первых 20 минут фильма, во время известной сцены в душе просто ее убил. Целое поколение фанатов хоррора было в ужасе. Они понимали, что теперь никто не находится в безопасности.
Есть разные типы испуга в кино, и самый лучший – испуг первого порядка, который развивает историю и раскрывает персонажей. Существую также физические испуги – такие кинетические действия, которые провоцирую телесную реакцию. А самый низкий уровень испуга – вызвать отвращение у аудитории. Но даже подобное в руках мастера, такого как Стэнли Кубрик, может быть сделано прекрасно. Я не люблю просто шокировать. Мне нравится вызов – сделать очень страшную сцену, но не за счет обилия крови или графических эффектов. Для меня один из важных смыслов хоррора в том, что там есть луч надежды, и добро должно победить зло.
Музыка – один из самых важных элементов в фильме. Когда я уже практически заканчиваю монтаж, то монтирую без диалогов. Таким образом я могу видеть историю, которую рассказываю. Плохо, если это работает только с помощью музыки и звуковых эффектов. Но музыка очень важна, а звук может сделать так, что совершенно дешевый визуальный эффект будет смотреться дорого и хорошо. Сочинять сценарий, снимать, работать с актерами – это все безумно весело и интересно для меня, но вот когда я монтирую, приходится смотреть снова и снова свой материал. Я смотрю 10 часов какой-то кошмарной сцены – и после этого действительно снятся кошмары.
Моя специализация – привносить комедию в фильмы ужасов и наоборот. Мне еще посчастливилось снять «Маску» с Джимом Керри. Изначально идея студии была сделать серию фильмов ужасов, которые назывались бы «Маска». Оригинал был очень кровавым, то есть персонаж шутил, а потом доставал топор и убивал. Я переписал сценарий, и получилась комедия. Убедил студию, что у нас в городе есть прекрасный новый актер – Джим Керри, и обязательно нужно снять комедию с его участием. Я верю, что можно пересекать жанры. Даже в третьей части «Кошмаров на улице Вязов» я ввел элемент юмора. Мне было весело.
Я очень старомоден и считаю, что действительно существует некая химия между актерами. Между Джимом Керри и Камерон Диас в «Маске» она была просто на высшем уровне. Самая большая техническая сложность состояла в том, чтобы облачить Джима в этот грим, но через грим все-таки видеть его выражение лица. Одна из задач режиссера – создавать атмосферу на площадке, чтобы актеры могли раскрепоститься и играть. Когда мы снимали тот знаменитый танец, Джим был очень болен, и я ему сказал: «Давай прекратим». Он ответил: «Нет, мы сделаем это». Кстати, я проводил кастинг на роль собаки Майло точно так же, как для людей-актеров. Продюсеры были в замешательстве, они думали, что я сумасшедший. Я очень люблю животных, у меня всю жизнь были кошки и собаки, у них тоже есть личности. И я нашел особенную собаку. Она более осторожно относилась к пометкам на полу – знаете, такие делают для актеров, чтобы они знали, где стоять и куда двигаться, – то есть собака соблюдала эту разметку лучше, чем люди. Да, Майло – отличный пес.
Сейчас слишком многие фильмы злоупотребляют компьютерными эффектами. В «Маске» мне представилась возможность изобрести программное обеспечение. Это был первый фильм, который так активно использовал компьютерную графику и настолько глубоко интегрировал ее в фильм. Когда мы начинали, не было никаких гарантий, что такое вообще возможно сделать, но у нас была прекрасная техническая команда, и все получилось. Но я был осторожен, потому что мне важно видеть игру актеров, видеть Джима Керри. Компьютерная графика может улучшить сцену, что-то добавить к ней, но нужно оставлять пространство для того, чтобы актер проявлял свою эмоцию.
Самое увлекательное в профессии режиссера – создание разных миров со своими правилами. Если мы снимаем фэнтези или ужасы, важно, чтобы зритель понимал правила, по которым существует этот фильм. Герберт Уэллс в «Войне миров» писал о том, как создавать фэнтези. Помню его высказывание: «Когда все возможно, ничто не интересно». Я очень внимательно отношусь к власти, которую имеет кино, и к своей ответственности как режиссера. Советую актерам, особенно молодым, медитировать после очень сложных и страшных сцен, концентрироваться на чем-то хорошем, чтобы восстановиться. Когда вы снимаете фильм ужасов, нужно проявлять уважение и к положительной, и к отрицательной стороне, потому что и та и другая имеют большую силу. Недавно я видел всех актеров из «Кошмара на улице Вязов» на съемках документального фильма. У Роберта Инглунда отлично идут дела. Он играет разных персонажей, хотя, естественно, роль Фредди Крюгера оставила отпечаток на его карьере. Молодые люди, которые там снимались, звонили мне на прошлой неделе, чтобы просто передать привет, у них все хорошо.
Мы сейчас видим все больше и больше ремейков и сиквелов, которые не особенно вдохновляют. Я не снимал сиквел к «Маске», потому что знал, что мы не сможем сделать все правильно, ситуация не располагала к этому. Для студий становится сложнее снимать оригинальные сценарии. Один из моих знакомых прекрасный режиссер Питер Джексон в какой-то момент перестал снимать, чтобы собраться с силами и придумать действительно великий фильм – это был «Властелин колец». Так же и я решил сделать перерыв, чтобы создать нечто действительно классное. И в следующем году для вас будет сюрприз.