Поначалу "Крэйзи" Барбары Коппл кажется очередной "кинозарисовкой" будней американских тинэйджеров без особого смысла. Не "молодежная комедия" -- и на том спасибо -- но подобных псевдодокументальных наблюдений на тему "легко ли быть молодым" тоже хоть пруд пруди.
Команда богатеньких белых буратин из выпускного класса тусуется на роскошных автомобилях и периодически ходит стенка на стенку с бедненькими безлошадными цветными. В промежутках ходит в школу. Крайне редко расходится по домам стянуть бабок у придурков-предков, в погоне за наживой потерявших вкус к сексу, к жизни и к юмору. Ночью на заднем сиденье можно спокойно потрахаться, но что делать каждый вечер – вопрос не для средних умов. Танцы-шманцы, бары-рестораны, легкая наркота, сплетни и скука смертная. Однажды со скуки они заруливают куда-то типа Капотни в границах Лос-Анджелеса. Разжиться наркотой не удается, зато их "основного" (Джозеф Гордон-Левитт), бойфренда их "основной" (Энн Хэтэуэй), публично берет за яйца "основной" из латиносов (Фрэдди Родригес). Льюис со страху штаны намочил, но с утра выяснять с Хэтэуэй не стал – самолюбие не позволило. Спустя несколько дней она вместе с подружками, уже без мужского сопровождения, привалила в ту же "Капотню".
Но не думайте, что дальше будет драма типа "Вестсайдской истории" /West Side Story/ (1961) про трудное счастье белой богатой девочки и мелкого наркодилера из мексиканского квартала. Вся прелесть "Крэйзи" – в почти полном отсутствии показного драматизма. Фильм льется спокойно-спокойно, составляясь не из событий, а, скорее, из настроений, делающих событием любую ерунду. Одна сидит-целуется, другая просто вошла: кто круче из двух подружек? Кто круче, видно по ракурсу, по длине плана, по крупности лица. Разговаривать почти не надо или только для характерности "молодежного англосаксонского сленга" и "жаргона испаноязычной бедноты". Как прятались от ментуры и что там было с сексом (а много чего было, сами смотрите, все по-честному показано) – развитие не "бело-мексиканской" "бедно-богатой" социальной проблематики, а совершенно личных ситуаций именно этой девочки (Хэтэуэй) и именно этого парня (Родригес).
Точный выбор настроений происходит за счет главной героини. Энн Хэтэуэй играет девочку, не "белую и богатую", а по-настоящему умненькую. Она, конечно, с тараканами насчет "возьмите нас в вашу команду" – будто в грязной команде грязи меньше, чем в той, которая сверху носит галстуки – но она не боится жить и хочет понять, как. Про это и кино – "как жить-то здесь и сейчас". Их таких двое в фильме – есть еще парень-ботаник, который снимает всю жизнь на камеру – но Энн, пожалуй, смелее. Он снимает, она пытается разрулить любую ситуацию. Сцена с попыткой самоубийства ее менее крутой подружки (Бижу Филлипс) – одна из самых точных, остроумных и "разруленных" на высшем уровне. Вообще многие сцены врезаются как новый архетип реальных отношений, и совершенно неважно, где они происходят – в Лос-Анджелесе или действительно в Капотне.
Разгадка новой достоверности – в двух вещах.
Во-первых, среднестатистических тинэйджеров сыграли отнюдь не простые старлетки. Хэтэуэй ("Как стать принцессой" /Princess Diaries, The/ (2001)) уже многие называют "современной версией Одри Хепберн в сочетании с Джуди Гарланд", и она была "номер один" среди "Будущих звезд 2001 года". Филлипс ("Дверь в полу" /Door in the Floor, The/ (2004)) – внучка Энди Уорхола, с 13 лет модель "Vogue" и лучшая подруга . Во-вторых, за непошлым и непафосным умом главной героини стоит парадоксальная реальность. "Крэйзи" снят по сценарию Джессики Каплан, которая явно писала о себе. Но самолюбования в кино не получилось – два года назад 24-летняя сценаристка разбилась в случайной авиакатастрофе, когда летела на планере над Лос-Анджелесом.