Слово «ремейк» в последние годы заслужило отрицательную коннотацию – редкий поклонник кино с радостью принимает новости о том, что студии взялись переснимать очередной шедевр из прошлого. Однако грести всех под одну гребенку здесь не стоит
Классический фантастический хоррор Джека Арнольда «Оно пришло из далекого космоса» во всем мире признается жанровым шедевром, и не случайно – над его сценарием работал столп литературной фантастики Рэй Бредбери. Как и вышедший на экраны чуть раньше «День, когда Земля остановилась», «Оно» демонстрировало необычный подход к проблеме пришельцев: инопланетяне в этих фильмах представали созданиями, понимающими людей, а вот человечество встретило гостей, ощетинившись пушками, автоматами и ракетами. Кроме того, «Оно пришло из далекого космоса» показывает отсутствие единого взгляда на то, как относиться к подобному визиту. Совсем недавно на эту тему высказался Дэни Вильнев в «Прибытии», а значит, проблема продолжает волновать – а это лучший повод для запуска ремейка.
Еще одна классическая лента, которая безнадежно устарела и смотрится сегодня не как фантастический хоррор, а как комедия, – «День Триффидов». Справедливости ради, картину Стива Секели и Фрэдди Френсиса уже пытались переснять, но получалось либо что-то неудобоваримое, либо что-то далекое от оригинала настолько, что связь с ним размывалась. А между тем тема обращения природы против человека востребована сегодня как никогда – мы испытываем страх перед ГМО и клонированием, опасаемся исчезновения озонового слоя и парникового эффекта, на этих страхах можно неплохо зарабатывать, тем более что «День Триффидов» – это еще и история выживания в апокалиптическом мире, столь популярная сегодня на малых экранах. Не так давно о своем желании обновить классику заявлял Майк Ньюэлл, но дальше слов знаменитый режиссер и продюсер не двинулся. А жаль.
Антиутопия Франсуа Трюффо «451 градус по Фаренгейту» заслуживает полноценного ремейка хотя бы потому, что французский режиссер в сценарии своей картины существенно отклонился от буквы романа Рэя Брэдбери. Да и альтернативное общество в фильме показано не особенно впечатляюще, Трюффо, кажется, во время съемок был увлечен какими-то иными вопросами, нежели те, что поднимает в книге Брэдбери. Тоталитарные режимы, подобные тому, что показан в «Градусе», к счастью, не стали реальностью, но с отдельными проявлениями нетерпимости, реакционности и радикального консерватизма сталкиваются народы самых разных стран. Даже удивительно, что произведение такой силы, многократно поставленное на театральных подмостках, старательно избегает экранизации – все надежды сейчас обращены на канал НВО, который объявил о желании сделать по роману телефильм, намеченный к выходу на этот год.
«Звездный путь» – история куда более обширная, значимая и эпохальная, чем даже «Звездные войны». Это не простой набор сезонов телесериалов и нескольких полнометражных фильмов, это целая вселенная, сформировавшая мировоззрение, моральные ориентиры и этические правила для нескольких поколений поклонников фантастики. И каждое новое проявление, каждое обновление линейки этих фильмов и шоу не повторяло предыдущие истории, а развивало их, демонстрировало рост и связь прошлого, настоящего и будущего. Вот и от анонсированной ленты Квентина Тарантино хочется ждать не банального ремейка, а уникального сплава традиций и новаторства, того, чем «Стартрек» всегда выделялся из толпы не столь талантливых и удачливых последователей.
Сложившаяся сегодня в мире странная ситуация, в которой воинствующий феминизм острыми шпильками каблуков марширует по казавшемуся еще вчера непоколебимому мужскому превосходству, когда-то должен привести к взрыву. Каким он будет, никто предсказать не возьмется, а вот пофантазировать на эту тему допустимо, а в качестве эксперимента можно, например, снять ремейк «Барбареллы», но только с уклоном в сегодняшний день. Четыре десятка лет назад красавица Джейн Фонда любовью покоряла вселенную, пусть сегодня кто-нибудь попробует снять что-то подобное или, наоборот, противоположное – о мужчине, например. В 1968-м сексуальная революция могла бешеной энергетикой вывести в космос, а на что окажутся способны сегодняшние феминистки и яростные защитницы равноправия и будет ли их фильм столь же любим зрителями?
В период кризисов и социальных потрясений жанр антиутопии часто становится особенно любим сценаристами и режиссерами – картина «Бегство Логана», снятая Майклом Андерсоном, пришлась ко двору в середине 70-х, но и сегодня темы, поднятые в ней, вполне животрепещущи. Конечно, перенаселение планету еще не душит, но зацикленность общества на культе молодости и красоты в новом веке ощущается в разы сильнее, чем сорок лет назад. Как многие помнят, «Бегство» рассказывало о дивном мире счастливых и довольных жизнью людей, для которых существует лишь одно ограничение: после наступления тридцатилетия они должны освободить планету для будущих поколений. Мысли вернуться к этой картине стали посещать студию Warner Bros. еще в 2011-м, но пока дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Подождем, у нас впереди двести лет.
Подождите бросать в монитор тапки, хотя бы выслушайте аргументы. Да, «Близкие контакты» – блистательная картина, во многом изменившая представление о возможной встрече цивилизаций, да, это очень личный фильм для Стивена Спилберга, и вряд ли кто-то сможет сделать ремейк более эмоциональным и глубоким, чем оригинал. Но, с другой стороны, лента безнадежно устарела технически, ей не хватает динамики и ритма, она сегодня не способна увлечь молодого зрителя. Но самое главное – сегодня в гораздо большей степени нужен новый толчок интереса к космосу у миллионов простых людей. Спилберг снимал кино на волне покорения новых вершин, когда казалось, что вот-вот, и человек ступит на Марс. Но прошло четыре десятка лет, а мы все еще спорим, были ли американцы на Луне в 1969-м. Ремейк «Близких контактов третьей степени», аккуратный и ненавязчивый, вполне мог бы вернуть детям мечту о космосе, которую утратили наши родители и мы.
Даже странно, что в нашу эпоху повального увлечения кинокомиксами давно ставший классикой «Флеш Гордон» Майка Ходжеса, основанный на комиксах 1930-х годов, до сих пор не получил новую жизнь – вот уж из кого вполне могли бы получиться альтернативные «Стражи галактики» при правильном подходе. Это лишь кажется, что история футболиста, отправившегося в космос в компании очаровательного турагента и безумного ученого, чтобы освободить галактику от тирании Минга Безжалостного, звучит бредово, на экране она может быть реализована ничуть не хуже путешествий на Криптон, схватки со скруллами или падения Асгарда. Да и юмора во «Флеше Гордоне» всегда было на порядок больше, чем во всей франшизе «Мстители», вместе взятой. В 1980-м ленту могли снять Федерико Феллини и Джордж Лукас, но тогда этого по ряду причин не случилось, так почему бы не удивить зрителя сейчас и не позвать какого-то неожиданного постановщика?
Антиутопию Джорджа Оруэлла «1984» сегодня любят припоминать все кому не лень – у нас с Министерством Правды сравнивают государственные СМИ, американцы по поводу и без клеят на государство ярлык Большого Брата, по всему миру радикалы находят в книге и фильме Майкла Редфорда сходство со своей жизнью и окружением. Удивительно, но с 1984 года роман ни разу не был повторно экранизирован. В какой-то мере на режиссеров подействовало крушение Советского Союза, к которому явственно отсылает Оруэлл, но если отбросить красные знамена и культ вождя, то сходство с романом сегодняшнего общества становится очевидным: мы снова находимся на пороге тотального государственного контроля и отрицания интересов индивидуума перед интересами страны, власти и идеологии. Как ни странно, но 1984-й снова где-то рядом, чуть отреставрируй – и ремейк может оказаться сильнейшей картиной.
Серия романов Фрэнка Герберта «Хроники Дюны» всегда считалась неэкранизируемой, и это недалеко от правды – запутанные отношения двух противоборствующих сторон, сделавших космос ареной своего противостояния, сложно изложить языком двухчасового фильма. Попытку Дэвида Линча, сделанную в 1984 году, успешной не назовешь – «Дюну» раскритиковали и поклонники книг, и критики, и простые зрители. Сам режиссер оправдывается тем, что студия не рискнула показывать фильм таким, каким его задумывал Линч, и перемонтировала отснятый материал по своему усмотрению. Что же, это отличный повод снять все заново так, как романы того заслуживают, но желающих погрязнуть в песках Арракиса до последнего момента было немного, около ноля. Пока не пришел уже упомянутый Дэни Вильнев, автор «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049», и не взял вожжи песчаных червей в свои руки. Неизвестно, когда будет готов новый фильм, ради которого, кстати, Вильнев отказался от постановки нового Бонда, но это событие обещает стать впечатляющим. Ждем.