Обреченная на популярность комедия, прекрасно демонстрирующая новогоднее настроение, но никак не внятный сюжет
Вадим и Катя (Леонид Барац и Анастасия Уколова), Борис и Алина (Ростислав Хаит и Ирина Горбачева), Лев и Ева (Камиль Ларин и Мария Миронова) и Дима (Александр Демидов) снова решают встретиться вместе. Дружная компания собирается встретить Новый год, они снимают домик, покупают еду и всё необходимое на три дня. А Ева, ответственная за культурно-массовые мероприятия, придумывает очередную игру-тимбилдинг «Никогда больше не…». Правила такие: каждый пишет на листочке, что бы он желал другим участникам игры никогда не делать начиная с 1 января. С самого начала у зрителя возникает подозрение, что это закончится ничуть не лучше, чем прошлогодняя игра, которая называлась «громкая связь».
«Обратная связь» считается сиквелом прошлогоднего хита и, смеем предположить, самой удачной работы «Квартета И» «Громкая связь». Между этими двумя фильмами есть одно отличие, но важное и принципиальное. Лента 2019 года была ремейком известнейшей картины «Идеальные незнакомцы» итальянского режиссёра и сценариста Паоло Дженовезе. Нынешняя – полностью отечественная разработка, скрипт написали Ростислав Хаит, Леонид Барац и их регулярный компаньон Сергей Петрейков. Сценарий Дженовезе был поставлен на десятках языков и стал основой для постановок не в одной стране, но нигде не предполагался сиквел, так что инициатива «Квартета И» – уникальный случай. И это весьма рискованный шаг.
Напомним, что в «Громкой связи» сюжет строился на том, что несколько дружных семейных пар собираются вместе на праздничный ужин и придумывают игру. Согласно её условиям все телефоны кладутся на стол экранами вверх, и, кто бы ни позвонил, отвечать надо при всех по громкой связи, а приходящие сообщения зачитываются вслух. У Дженовезе игра заканчивалась печально, у «Квартета И» драматические коллизии привели к общему примирению.
В «Громкой связи» была тщательно выверенная итальянцем Дженовезе драматургическая структура, в «Обратной связи» сюжет проглядывается очень пунктирно, картина строится исключительно на разговорах с изначально конфликтной составляющей. Все герои напряжены ещё до начала праздника. Каждый парится из-за своих комплексов, знаний, внутрисемейных проблем, личных неприятностей и парит этим остальных. (Чтобы вас не путать, мы будем называть героев именами играющих их актёров, тем более что Ларин, Хаит, Барац и Демидов уже давно стали нарицательными именами и превратились в бренд). Так вот, Барац весь фильм комплексует насчёт старения на фоне своей молодой жены, подкрашивает седину и разглядывает морщины в зеркале. Его супруга Уколова зациклена на психосоматике, а также на каких-то псевдонаучных практиках. Горбачёва сделала себе новые, блестящие и отлично «звучащие» зубы, и это ужасно раздражает её мужа. Ларин всех раздражает тем, что он самый правильный из всей компании и «самый молодец». Миронова достала всех своими психологическими играми. Демидов продолжает говорить о своем каминг-ауте (но ведь в предыдущей «Громкой связи» уже всё было выяснено, разве нет?). Однако главной проблемой становится вечно обиженный на всех и на каждого Хаит, у него неприятности на работе и экзистенциальный кризис, хотя Слава давно уже перешёл границу среднего возраста.
Мария Миронова буквально насильно заставляет всех сыграть в игру «Никогда больше не…». Забаву с восторгом принимает разве что Уколова, она сразу называет её «обратной связью», которая должна всех скрепить по принципу «ты – мне, я – тебе». Мужчины тут же начинают хохмить друг над другом, желая, допустим, Хаиту «никогда больше не» ковыряться в носу, а Барацу «никогда больше не» опаздывать. Слово за слово, шутка за шуткой, троллинг за троллингом, и вот уже мужчины готовы поубивать друг друга, а девушки впадают в слёзы. При этом игра даже ещё не началась, до курантов ещё уйма времени, а все уже переругались вдрызг. Непонятно, как все эти постоянно спорящие и предъявляющие всем свои претензии люди могут считать себя друзьями и искренне верить в то, что совместное празднование Нового года – хорошая идея.
Это меньше всего похоже на сиквел «Громкой связи». Это скорее продолжение франшизы «О чём говорят мужчины». Это идеальный новогодний фильм, под который можно спокойно нарезать салаты, не особенно вслушиваясь в реплики героев, и не переживать насчёт их прений. Тем более что у «Квартета И» уже была похожая картина, вторая часть «О чём говорят мужчины», где герои также оказывались в замкнутом пространстве накануне Нового года, там всё строилось по похожей схеме и заканчивалось всё хорошо. В «Обратной связи» споры и разговоры перебиваются телевизором, по которому показывают любимые новогодние фильмы, а праздник всё равно случится. Будут и I Will Survive, и «Звенит январская вьюга», и мелодии Таривердиева из «Иронии судьбы». Кстати, с классикой Рязанова связана, наверное, лучшая шутка фильма. Ирина Горбачёва спешит добраться до места, чтобы включить «Иронию судьбы», но потом начинает перечислять заученную программу телепередач. В 19:30 фильм будут показывать по такому-то каналу, через полчаса по другому, ещё через какое-то время можно будет увидеть «Иронию» ещё на одной кнопке, в конце концов ещё можно посмотреть по ОТР. «Не, ну с ОТР это уже слишком, это ты загнула», – в сердцах бросает мужская компания.
С атмосферой в «Обратной связи» всё в порядке. Ёлки наряжаются, оливье готовится, снеговики лепятся, хлопушки взрываются, фейерверки искрят, платья сияют, бенгальские огни горят, снег идёт, девушки исполняют танцы и поют, как в караоке, любимые новогодние песни. Только это как в анекдоте про фальшивые ёлочные игрушки. Игра «Никогда больше не…» так и не состоится, потому что смысла в ней нет никакого, а лучшим тим-билдингом и скрепой для перессорившихся товарищей станет натуральный лось.