Новогодние фильмы — это не только порция доброго юмора и ожидание сказочных явлений. Нельзя забывать и о фантастике, чье объединение с праздничным антуражем может дать весьма неожиданный результат.
Триквел «Железного человека» уникален не только тем, что Шейн Блэк сменил Джона Фавро на посту режиссёра. Впервые Marvel создали настоящий рождественский фильм с действием в разгар праздничного сезона и Тони Старком, усеянным в кадре светящимися гирляндами. Да и, кроме того, в центр сюжета поставлен посттравматический синдром супергероя, пытающегося найти путь к исцелению и исправить накопившиеся ошибки. Чем не идеальный рождественский фильм, где есть место искуплению и перерождению? Здесь Шейн Блэк переворачивает жанр фантастического боевика, работая в том числе на праздничное настроение.
Что будет, если не следовать инструкциям по уходу за домашним животным? «Гремлины» — история о том, как хозяева недоглядели за пушистым существом, впустив в свою жизнь хаос и проказничающих монстриков. Картина Джо Данте — в первую очередь идеальная рождественская фантастика, где-то граничащая с хоррором: причудливый подарок отца приводит к погрому в городе и нелепым трагедиям. Милого могвая из китайской лавки и злых гремлинов-крушителей, кажется, уже нельзя отделить от праздничного антуража и заснеженных улиц. Немаловажно, что над фильмом нависает тень Стивена Спилберга — не только исполнительного продюсера, но и художника, задавшего эстетику всей научной фантастики 80-х. А он уж, как никто другой, понимает, что такое настоящая сказка.
Ну какое, в самом деле, рождественское чудо ждёт нас в «Прометее»? Мрачном космическом хорроре, где просторы вселенной хранят тайны, а боги не слышат людей. Все бы ничего, если бы не одна яркая сцена — Идрис Эльба наряжает ёлку на борту космического корабля и готовится встречать праздник в одиночку. Все остальные ужасы, происходившие с экипажем, включая роды кальмароподобного монстра и встречу с Создателями, можно списать на побочный эффект затянувшегося праздника. Будем придерживаться данной позиции. Тем более что «Прометей» ставит вопросы в духе лучших рождественских фильмов — о вере, надежде и спасении.
Где Санта-Клаус, там должна быть и фантастика — эту формулу взяли на вооружение ещё в далёком 1964 году, выпустив одиозный трэшевый sci-fi о Санта-Клаусе среди пришельцев. Инопланетяне похищают доброго деда, чтобы вернуть юным марсианам радость праздника. В остальном фильм говорит сам за себя, предлагая зрителю окунуться в атмосферу кустарного психоделического трэша, который по стилю родственен «шедеврам» Эда Вуда. Признание ленты «одной из худших в истории кинематографа» только добавляет ей очков. Вот и разнообразие для киноманского стола.
Сюрреалистическая антиутопия Терри Гиллиама рисует будущее, которое не утешает: клерк-неудачник слоняется по бюрократическим лабиринтам, машинерия тоталитаризма работает безотказно, а наивные романтики из последних сил ищут светлый лучик в этом застоявшемся царстве. «Бразилия» — торжество искусственного праздника, который сделан из синтетики: рождественские елки не внушают радости, атмосфера надумана, а преддверие Нового года — ничто по сравнению с вялотекущим кризисом социальных институтов. Рождество в кадре гиллиамовского фильма лишь высвечивает трагикомичный абсурд происходящего. В кошмарном мире офисов и систем управления настоящий праздник — это то, что может воображать человек на краю социальной иерархии.
Не для всех бертоновское продолжение «Бэтмена» является эталоном. Кому-то мозолит глаза замысловатая сказочность, кого-то настораживают экстраординарные злодеи (как забыть Дэнни Де Вито в образе отталкивающего Кобблпота?!). Но Бертону удалось главное — погрузить нас в заснеженный рождественский Готэм, окруженный коррумпированными бизнесменами и преступниками. В ленте есть место гротескному балагану, в котором Пингвин обрушивает ярость на город, обольстительной Женщине-кошке с кнутом, а также трагической глубине самого Бэтмена. И фильм, надо сказать, служит прекрасной альтернативой рождественской сказке — пусть волшебство обставлено в мрачной архитектуре ар-деко, а гостями на празднике стали костюмированные психи.
Советский Союз не сбавлял обороты в производстве как фантастических, так и праздничных фильмов. А вот их объединение — уже дело куда более деликатное. К счастью, «Эта веселая планета» смогла обставить прибытие пришельцев в антураже новогоднего веселья. Гости с Альфа Центавра пытаются доказать отдыхающим местного ДК, что они инопланетяне, но им никто не верит. Карнавал на широкую ногу, танцевальные пассажи и поиск человеческого в радости и любви — в этом костяк необычайного мюзикла, который постоянно входит в новогодние репертуары и поднимает настроение.