Рассказываем о главных сетевых новинках недели: от мультфильма – лауреата «Золотого глобуса» до китайской драмы о спасительной дружбе с псом.
Где смотреть: Vudu (недоступно в РФ)
С пылу с жару — латвийский анимационный фильм «Течение» в понедельник выиграл «Золотой глобус», опередив среди прочих обласканного «Дикого робота», и сразу же вышел в онлайн-кинотеатрах. Заслуженное признание и возросшие шансы на «Оскар» явно должны привлечь внимание зрителя. «Течению» и правда стоит дать шанс — это блестящий образец европейской анимации: в меру экспериментальной, странной и оставляющей после себя больше вопросов, чем ответов. Сюжетно мультфильм посвящен выживанию черной кошки во время наводнения, но ни один синопсис не передаст смелый замысел Гинтса Зильбалодиса, который без единой реплики создает на экране не только причудливый мир, лишенный людей, но и портрет вынужденного товарищества. Как кто-то верно подметил в Сети, «Течение» напоминает не столько другие анимационные фильмы, сколько самобытные видеоигры эпохи PlayStation 2, от которых веет ностальгией.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Где смотреть: Vudu (недоступно в РФ)
Страница «Википедии» о том, как Никита Хрущев стучит ботинком по трибуне ООН, может вызывать разные эмоции. Допустим, документалиста Йохана Гримонпре инцидент заворожил и вдохновил на создание фильма, в котором выходка генсека ЦК КПСС играет ключевую роль. «Саундтрек к государственному перевороту» посвящен одному из последствий деколонизации второй половины ХХ века — тогда африканские страны получили независимость, но бывшие метрополии не захотели отпускать зависимые территории. По одной из версий Хрущев как раз стучал ботинком в ответ на неоколониальный захват власти в Демократической Республике Конго. Через полгода после этого при участии бельгийских политиков убили одного из лидеров независимого Конго, первого премьер-министра Патриса Лумумбу. Возмущенные афроамериканские джаз-музыканты решили организовать дерзкую акцию протеста. Гримонпре не стал делать типичную документалку с говорящими головами и создал практически видеоэссе на основе архивных материалов — получилось не только познавательное, но и очень игривое и смелое кино о важном идеологическом противостоянии и о том, как коррупция и собственная выгода отдельных людей формируют мировую историю.
Где смотреть: Vudu (недоступно в РФ)
Еще один документальный фильм попал в подборку. Если «Саундтрек к государственному перевороту» доходчиво разбирает масштабный эпизод мировой истории, то «Дневники черного ящика», напротив, фокусируются на личной трагедии одного человека. Журналистка и кинематографистка Сиори Ито стала жертвой сексуального насилия со стороны влиятельного мужчины — директора крупного японского канала и биографа Синдзо Абэ Нориюки Ямагути. Полиция отказалась предъявлять обвинения Ямагути — после этого инцидент породил рост популярности движения Me too в Японии. «Дневники черного ящика» — по сути, экранизация-компаньон скандальных и важных мемуаров Ито, которые посвящены судебным разбирательствам и попытке добиться справедливости. Фильм не только показывает самоотверженность и психологическую силу пострадавшей, но и разоблачает лицемерие японского общества, в котором даже фундаментальные для страны человеческие качества вроде скромности и конформизма становятся оружием в руках людей с властью.
Где смотреть: Vudu (недоступно в РФ)
Документалист Азиф Кападиа («Сенна», «Диего Марадона», «Эми») вдохновился великой научно-фантастической короткометражкой Криса Маркера «Взлетная полоса» и создал необычный проект «2073». По сути, это смесь документалистики и художественного кино — сам Кападиа в одном из титров пишет, что это ни то, ни другое, а предупреждение. По сюжету через 50 лет человечество живет в дистопии — на выжженной планете и под гнетом полицейского режима. Зрителю наглядно показывают печальное будущее. Вывод лишь один — надо что-то делать: заботиться об экологии, отстаивать демократические ценности и думать о следующих поколениях. Дидактизм пришелся по душе не всем зрителям: кто-то оценил экспериментальную и провокационную форму, но многих скорее возмутила голословность режиссера, который с умным видом и в обвинительном тоне повторяет то, что и так все знают.
Где смотреть: Кинопоиск, Okko
«Черный пес» — одна из главных фестивальных драм прошлого года: фильм Гуань Ху сначала победил в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, после чего покорил «Зеркало» в Иваново. Как большинство фильмов другого важного китайского режиссера, Цзя Чжанкэ, «Черный пес» посвящен тому, что скрывается за фасадом стремительной индустриализации и культурного скачка страны. В 2008 году — аккурат перед Олимпийскими играми в Пекине — из тюрьмы выходит мужчина по имени Лан Юнхуэй, который пытается не только найти свое место в заметно преобразившейся родной стране, но и сбежать от ошибок прошлого. Верным и единственным соратником героя становится пес, за поимку которого назначена большая награда.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.