Что посмотреть
Трасса Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLuVyoAXfQ
Подборки фильмов

О ксеноморфах с любовью: редакция Film.ru о любимых частях франшизы «Чужой»

В мировой прокат вышла новая глава злоключений во вселенной ксеноморфов «Чужой: Ромул» — лента уже получила благожелательные отклики и критиков, и публики. Мы в редакции Film.ru, несмотря на жуткую зависть к первым зрителям, решили воспользоваться паузой перед онлайн-релизом экшен-хоррора Феде Альвареса, пересмотреть франшизу целиком и рассказать о частях, которые сильнее всего нас впечатлили.

17 августа Текст: Film.ru 2 Обсудить
Добавить в закладки
О ксеноморфах с любовью: редакция Film.ru о любимых частях франшизы «Чужой»

Сигурни Уивер в роли Элен Рипли в фильме «Чужой»

Сигурни Уивер в роли Элен Рипли в фильме «Чужой»

Даже 45 лет спустя сложно перестать удивляться тому, насколько борт корабля «Ностромо» был вместительным: жуткие кошмары из подсознания и точно артикулированные идеи не перебивают друга друга, а наслаиваются и создают подлинную гармонию. Одно решение сменить в сценарии лейтенанта Рипли с персонажа-мужчины на героиню-женщину сместило курс франшизы в сторону феминисткой киноимперии, где женское начало одновременно воспевается и внушает первобытный страх. Эллен Рипли (и сыгравшая ее Сигурни Уивер) стала больше чем иконой жанра — последней девушкой в сай-фае, поп-культурной Василисой Премудрой и принципиальной космической дальнобойщицей, которая всегда чтит устав и бережет рыжих котов.

Ридли Скотт внезапно зарекомендовал себя не только как въедливый мастер жанра, но и как смелый режиссер. Помимо гендерного неравноправия и противостояния человека сгустку природной мощи в виде идеального существа с неидеальной зубастой мордой, Скотта пугало не биологическое, а механическое совершенство. Гуманизм остался за рамками тяги к открытиям в головах андроидов: в лице не только ученого, но и «Мамы» — бортового компьютера «Ностромо». И на этом свод мотивов все еще не исчерпан — трудяги с буксировщика стали жертвами открытой пасти капитализма и компании, на которую работали. Даже в эпоху царствия слоубернеров и неспешных хорроров про травму трудно представить, что еще кому-то удастся в филигранно поставленную беготню от монстра в космосе (где никто не слышит твой крик!) вложить столько страхов и земных человеческих переживаний.

Настасья Горбачевская

Лицехват в фильме «Чужой»

Лицехват в фильме «Чужой»

В «Чужом» Ридли Скотта нет ни центрального для франшизы кадра (прижатая к стене Рипли из «Чужого 3»), ни ушедших в народ реплик («Васкес, тебя никогда за мужика не принимали?» в «Чужих»). Но это не мешает первой части оставаться лучшим фильмом в серии. Описывая только что обнаруженного ксеноформа, один из завороженных героев называет существо идеальным организмом. То же самое можно сказать о фильме Скотта — симбиозе гнетущего саундтрека и пугающего звукового дизайна, мастерски продуманных хоррор-сетписов и футуристических декораций кораблей и ксеноформов. В следующих частях появится еще больше злодеев с двойной челюстью, франшиза попробует себя в новых жанрах, обрастет сложным лором и новыми антикапиталистическими подколами, но ни один фильм так и не подберется к «Чужому». Шедевру без лишней минуты в хронометраже и великому хоррору, который заставил нас испытывать дискомфорт в грудной клетке и переживать за судьбу рыжего кота и его храброй хозяйки.

Алихан Исрапилов

Кэрри Хенн в роли Ньют в фильме «Чужие»

Кэрри Хенн в роли Ньют в фильме «Чужие»

Между первым и вторым «Терминатором» Джеймс Кэмерон снял «Чужих» и доказал, что является редким режиссёром, который умеет создавать сиквелы, не повторяющие оригинальные фильмы и достойно продолжающие франшизу. Причём постановщику не составило труда влиться в «чужую» историю. Лейтенант Эллен Рипли (Сигурни Уивер) провела в криогенном сне более полувека и проснулась в разгар колонизации не до конца изученной планеты, на которой живут монстры. Камерный клаустрофобический триллер о столкновении с неизвестным злом превратился в масштабный военный боевик с передовыми для своего времени спецэффектами. Чудовище теперь не одно, тварей — тысячи. В отличие от Ридли Скотта, Кэмерон предпочитает философствованию экшен. В переливающихся всеми оттенками синего «Чужих» проглядываются отблески и «Титаника», и особенно «Аватара». Пожалуй, самая зрелищная часть франшизы.

Максим Ершов

Сигурни Уивер в роли Элен Рипли в фильме «Чужие»

Сигурни Уивер в роли Элен Рипли в фильме «Чужие»

Сиквел Джеймса Кэмерона играет по своим правилам. В отличие от заданной базы Ридли Скотта, концентрации страха, отчуждённости и философии первого фильма, «Чужие» — подлинный летний блокбастер, пропитанный хаосом, драйвом и немаловажным юмором. Кэмерон, вопреки предшествующему «Терминатору», на момент съёмок «Чужих» оставался относительным новичком в индустрии. Его неподдельный (иногда диктаторский) энтузиазм смог подчинить продюсеров 20th Century Fox и направить франшизу в полярном от первоисточника направлении.

Главная сила «Чужих» — в безостановочном накале и темпе, который не сбивают даже некоторые логические нестыковки. Из прототипа «последней девушки» Эллен Рипли преобразилась в бесстрашную воительницу. Встреча с Королевой Чужих и проявленный героиней материнский инстинкт дополнили и расширили образ, а легендарная реплика Get away from her, you b****! принесла Сигурни Уивер номинацию на «Оскар» (невиданный для наградного консерватизма случай, когда академия отмечает работу в хорроре). Кэмерон совершенствует свои навыки экшен-творца, множит животный ужас, хватает за лицо и нервную систему, выматывает не хуже эффективных кардиотренировок. При всём уважении к предку, «Чужие» не стесняются брать количеством и тем более качеством.

Егор Козкин

Сигурни Уивер в роли Элен Рипли в фильме «Чужой 3»

Сигурни Уивер в роли Элен Рипли в фильме «Чужой 3»

Когда «Чужой 3» только вышел в прокат, его сразу же возненавидели, причем сильнее всех — режиссер Дэвид Финчер, для которого картина стала полнометражным дебютом. Нелюбовь со стороны главного родителя стала приговором: кому захочется тратить время на фильм, который не нравится даже автору?

И хотя у Финчера было множество более чем уважительных причин для критики своего детища, итоговый результат нельзя назвать худшей частью франшизы. В некоторых аспектах «Чужой 3» даже превосходит первый и второй фильмы серии.

Третья глава злоключений Эллен Рипли проработана с гораздо большим вниманием к психологическим деталям, чем предыдущие части. Сосредоточение действа в рамках тюрьмы позволяет пристальнее вглядеться в характеры героев. Ну а концовка у третьего «Чужого» и вовсе однозначно лучшая в серии, идеально работающая и на символическом, и на сюжетном уровнях. И даже как своеобразный фем-оммаж тогда еще совсем «свежему» второму «Терминатору».

Если бы не упертость Дэвида Финчера, то вполне возможно, что его дебют остался бы не вечным «нелюбимым ребенком», а таким же поп-культурным шедевром, как и первые два фильма серии.

Владимир Бурдыгин

Майкл Фассбендер в роли Дэвида на кадре из фильма «Прометей»

Майкл Фассбендер в роли Дэвида на кадре из фильма «Прометей»

«Прометей» изначально позиционировался как приквел «Чужого» 1979 года, который по сюжету должен был приоткрыть завесу тайны ксеноморфов, рассказать что-то новое об их происхождении. По большому счету «Прометей» был задуман как образцовый коммерческий продукт, существующий в тени популярности оригинального фильма. Однако в какой-то момент к производству подключился гениальнейший сценарист XXI века Дэймон ЛинделофОставленные», «Хранители», «Остаться в живых»), который хотел, чтобы «Прометей» обрел независимость и мог существовать внутри культовой франшизы без оглядки на прародителя. Так, в общем- то, и получилось.

«Прометей» запустил новую серию фильмов о «Чужих», которые при наличии общего антагониста строились на абсолютно разных жанровых элементах. В отличие от первого «Чужого», «Прометей» — картина исключительно визионерская, отстраненная, ужасающе спокойная даже в тех местах, где, казалось бы, нужно задыхаться от крика. Конечно, не обошлось без критики — неторопливость и сюжетная уклончивость «Прометея» не порадовали закоренелых фанатов франшизы, многие сочли такой риск неоправданным. Тем не менее нашлись и те, кто с радостью примкнул к новой концепции и стал ждать очередного продолжения.

Оля Смолина

Нуми Рапас в роли Элизабет в фильме «Прометей»

Нуми Рапас в роли Элизабет в фильме «Прометей»

В 2012 году «Прометей» получил крайне противоречивую оценку. Одни безудержно ругали фильм за вторичность (досталось сценаристу Дэймону Линделофу за попытку войти в тот же космос дважды — часто его сюжетные ходы сравнивали с первым «Чужим»), другие если и хвалили, то достаточно лениво. Но «Прометей» – смелый шаг Ридли Скотта, попытка расширить границы франшизы, которые теперь упираются не только в недружелюбный космос, злую корпорацию или несовершенный экипаж.

«Прометей» живет какими-то необъяснимыми энергиями Говарда Ф. Лавкрафта, где боги и те не властны над странными органическими силами. В этой вселенной доминируют кальмароподобные создания, они множатся и превращают космос в хаос. «Прометей» зверски мизантропичен и неутешителен в выводах: отношения людей с богами (или Богом, кому как угодно) похожи на те, которые мы выстраиваем с андроидами. Вопрос, почему в этом мире существует «нечто» (и это нечто может быть опасным и зловещим), а не «ничто», все еще поразительно актуален.

Константин Мышкин

Кадр из фильма «Чужой против Хищника»

Кадр из фильма «Чужой против Хищника»

Безусловно, экранизация пусть и культового шутера не способна тягаться с признанными шедеврами Ридли Скотта, Джеймса Кэмерона или Джона МакТирнана, но у экшен-хоррора Пола У.С. Андерсона есть пара козырей в рукаве. Во-первых, неожиданный для франшизы возрастной рейтинг 12+, что делает «Чужой против Хищника» единственным фильмом в кинематографической вселенной Чужих (и Хищников), с которого можно начинать прививать подрастающему поколению любовь к культовым монстрам. Во-вторых, только Пол Андерсон в своих работах умеет сохранить дух видеоигры, максимально абстрагировавшись при этом от первоисточника (правда, скорее с приставкой ретро-). И, наконец, в-третьих, «Чужой против Хищника» — боевик старой школы, глупый, местами нелогичный и, может быть, даже комичный, но однозначно возвращающий в детство.

Владимир Ростовский

Alien: Isolation

Кадр из игры Alien: Isolation

Кадр из игры Alien: Isolation

У меня довольно болезненные отношения с хоррор-играми: в детстве и подростковом возрасте я удалял с компьютеров и приставок любую классику жанра после пяти- десяти минут безобидного хождения по мрачным локациям — от Nosferatu: The Wrath of Malachi до Silent Hill. Но любовь ко вселенной «Чужого» была сильнее всех страхов. Alien: Isolation подарил мне идеальную возможность стать героем старого фильма Ридли Скотта. Здесь и жуткие мрачные коридоры, и сильная протагонистка, которая лихо переживает всех мужчин на борту, и неуловимый, берущийся из ниоткуда ксеноморф.

Кстати, последний действует во всех смыслах хаотично из-за механики игры: монстр ходит не по заранее прописанному алгоритму, а появляется в отсеках рандомно, иногда прибегая на шум от действий вашей героини, — поэтому предсказать его атаки почти невозможно. Вездесущий злодей из игры тоже отлично передает зловещий дух первоисточника: куда бы ты ни спрятался, смерть до тебя доберется. Игру я почти прошёл, но в какой-то момент все бортовые данные, они же файлы сохранения, куда- то исчезли. Духу начать мне хватило, а вот переиграть с нуля — все ещё нет.

Владислав Шуравин

Текст: Film.ru
2 комментария
А
20 августа
Классный материал, все по полочкам. Смотрела все фильмы франшизы, но конечно, сложить все это в общую картину цели не было.

Вот это почему-то грустно:
"Когда «Чужой 3» только вышел в прокат, его сразу же возненавидели, причем сильнее всех — режиссер Дэвид Финчер...... Нелюбовь со стороны главного родителя стала приговором...."

Как-то это странно и неправильно для режиссёра, признаваться в том, что ему не нравится собственный фильм. Особенно на этапе выхода в прокат.
Чисто из уважения хотя бы к съёмочной группе, надо до последнего держать лицо и промоутировать кино, даже если сам не в восторге от результата.
Скрыть 1 ответ
1 ответ
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?