В высшей степени удачный перезапуск классического цикла, легко превосходящий вторую и третью части оригинальной трилогии и закладывающий мощную основу для будущих сиквелов
С неудачного запуска первого Парка Юрского периода прошло двадцать лет, о трагедии забыли, и на острове Нублар вовсю функционирует новый парк динозавров, получивший название «Мир Юрского периода». Управляющая им Клэр Диринг (Брайс Даллас-Ховард) живет цифрами и прекрасно знает, что нельзя стоять на месте, поэтому активно поддерживает желание начальства выращивать новые виды динозавров с помощью генной инженерии. Ее новое творение – так называемый Индоминус Рекс, беспощадный и чрезвычайно умный ящер, в ДНК которого местные ученые намешали столько всего, что даже находиться с ним рядом опасно. И естественно, в конце концов Индоминус Рекс вырывается на свободу – как раз в тот момент, когда к Клэр приезжают погостить ее племянники. Разруливать ситуацию берется бывший морпех Оуэн Грэйди (Крис Прэтт), сейчас специализирующийся на дрессировке рапторов.
«Парк Юрского периода», как знают все (даже те, кто в 1993 году еще не родился!), был не просто фильмом, а настоящим событием – и культурным, и технологическим. Этот фильм дал гигантский толчок индустрии киношных спецэффектов и заложил новую планку качества в том, что касается киноаттракционов. По сути, «Парк» и сформировал этот жанр – он усаживал зрителей в подобие прозрачной сферы, на которой путешествуют юные герои «Мира Юрского периода», и отправлял их в невероятное, захватывающее, остросюжетное кинопутешествие, разделяющее жизнь на «до» и «после».
Новый «Мир Юрского периода», который формально является сиквелом оригинального фильма, но на деле больше похож на перезапуск цикла, на откровение все же не тянет – спецэффектными аттракционами в наше время никого не удивишь, у нас их сейчас на любой вкус, от подростковых «Мстителей» до взрослого «Безумного Макса». Но с чем не поспоришь, так это с тем, что из всех продолжений «Парка Юрского периода» (и, разумеется, его клонов) это – самое близкое к нему по духу, стилистике и общему ощущению настоящего большого киноприключения. Такого, чтобы каждые пять минут восторженно охать, чтобы ни разу не отвлечься на часы и чтобы в финале обнаружить, что отдуваться за ваши нервы пришлось подлокотникам кресел и побелевшим пальцам.
Сказать, что в «Мире Юрского периода» удачно решительно все, было бы преувеличением, но все, за что может уцепиться придирчивый глаз, теоретически вполне можно оправдать. И злодея с немного карикатурной мотивацией, и несколько назойливые попытки сыграть в семейную драму (хотя короткий диалог насчет развода родителей племянников Клэр, кажется, попросту забыли вырезать при монтаже – он возникает из ниоткуда и больше ни разу не всплывает), и местами неоправданную жестокость. Да-да, хотя растерзанных тел в кадре вы не увидите, жертв будет достаточно, и в данном случае возрастной рейтинг PG-13 – не столько рекомендация, сколько предупреждение.
Тем не менее в общем и целом перезапуск классического цикла для нового поколения удался. Колин Треворроу с огромным уважением отнесся к его наследию, и проявляется это не только в совершенно безумном количестве отсылок к первому фильму, но и в музыке (кажется, что знаменитая тема Джона Уильямса в различных вариациях вплетена чуть ли не во все композиции нового саундтрека), и в морали – красотой и могуществом природы можно и нужно восхищаться, но четко понимать в ней свое место. Еще в «Мире» много юмора в диалогах, остроумные визуальные гэги и живые персонажи – Крис Прэтт тут еще больший красавчик, чем в «Стражах Галактики», а дети если и раздражают, то совсем чуть-чуть.
Хочется похвалить и сценарий, который не упирается в тупое «динозавр на свободе, полтора часа бежим от него по джунглям», а постоянно подкидывает новые и новые повороты. Да, в нем не обходится без странностей – Оуэн и Клэр несутся во весь опор спасать потерявшихся в джунглях племянников девушки, но почему-то выкраивают несколько минут, чтобы погрустить возле умирающего динозавра, – но это те допущения «ради красного словца», которые вполне мог бы сделать и сам Спилберг. Главное же в «Мире Юрского периода» – его удивительная органичность. Это «экологически чистый» мейнстрим, который (что уж тут душой кривить!), естественно, создан для того, чтобы искупать своих создателей в больших деньгах, но при этом делает все, чтобы за эти деньги люди получили целое море удовольствия. И потом попросили добавки.
С 11 июня в кино.