Третьи "Хроники Нарнии" совсем растеряли свое обаяние и сохранили лишь формальное сходство с книгами Клайва Льюиса: и сколько бы раз ни сплавал принц Каспиан на Край свет -- страну из Волшебного шкафа уже не спасти.
Англию продолжают бомбить фашисты, и Эдмунду с Люси пора опять отправляться в Нарнию. Их старшему брату и сестре, повзрослевшим Питеру и Сьюзан, путь туда заказан: так решил в предыдущей серии Аслан – говорящий лев, который в этой Нарнии заведует всем и вся. Таким образом, число главных действующих лиц в сиквеле сократилась вдвое, однако есть и пополнение – вредный кузен Юстас, который коллекционирует тараканов и упорно отказывается верить в сказки, даже когда его комната заполняется соленой водой из висящего на стене холста с изображением парусника и морских волн.
Последующие события развиваются большей частью на этом самом паруснике. На нем принц Каспиан отправляется искать семерых лордов, сбежавших от его воинственного дяди – Доктора Зло, устроившего в предыдущей "Нарнии" большую стирку. Нужны даже не лорды, а их золотые клинки, сложив которые можно победить Зеленый Туман – некую злобную субстанцию, заставляющую нарнийцев приносить человеческие жертвы морю. Таинственные лорды неравномерно распределились по разным далеким островам с ловушками, чудесами и сюрпризами, так что путешествие обещает быть нескучным.
Теперь о том, насколько нескучным вышло оно у съемочной группы фильма. Увы, единственное развлечение, которым следующие полтора часа будет занят мозг любознательного зрителя – это попытки подавить зевоту, окончательно превратившуюся на третьей "Нарнии" в безусловный рефлекс. Вообще, настала, кажется, пора обратиться к таинственным голливудским лордам, принимающим мудрые решения о том, быть или не быть всяким сиквелам, с большой просьбой впредь не смущать поклонников хорошей фэнтезийной книжки Клайва Стэплза Льюиса мучительным сходством форм при удручающем несходстве сути.
Впрочем, первый фильм – с его большой семьей, сочельником в провинции и волшебным шкафом дядюшки – еще обладал этим обаянием английской пост-викторианской литературы для подростков и выгодно отличался от гремевшего в то время "Властелина колец" камерной непретенциозностью детской сказки. Однако уже во втором, накачанном большим бюджетом, как стероидами, от этого обаяния не осталось и следа, так что даже расчетливый "Дисней" смилостивился над массовым зрителем и отказался финансировать продолжение (впрочем, главную роль все-таки сыграла плохая касса фильма). Тем не менее, в "ХХ веке Фокс" рассудили по принципу "добро на дороге не валяется", денег дали и – нате, полюбуйтесь, во что все это вылилось! "Нарния" совсем потеряла свое лицо и мутировала в нечто среднее между софт-версией «Пиратов Карибского моря» и простодушной продукцией Ялтинской киностудии в жанре "за тридевять земель, за тридевять морей": с фрегатами, бригантинами и накладными бородами, только – опять же – без обаяния последней.
В итоге оказался прав оказался кузен Юстас – единственный, кстати, живой герой на всю команду, даром что зануда – "не верим мы в эти сказки!" Не пора ли Аслану запретить соваться в Нарнию и киношникам?