Динамичный исторический детектив с пафосными речами и вторичным экшеном, открывший фестиваль «Пилот».
Николай Фёдорович Плевако (Сергей Безруков) — лучший адвокат Петербурга 1870--1880-х годов. Каждое заседание с участием присяжного поверенного (то есть фактически адвоката) превращается в спектакль с полным залом. Зрители смеются, плачут, кричат и аплодируют. В 1879-м Плевако берётся за дело сироты-простолюдинки Прасковьи Качки (Ксения Трейстер), которая в порыве страсти убила бывшего любовника — потомственного дворянина Бранислава Байрашевского (Владислав Князев). Адвокат углубляется в прошлое обвиняемой и раскрывает мрачные секреты несчастной подсудимой.
Отечественное телевидение любит исторические детективы: с одной стороны, интригующие расследования, с другой — роскошные костюмы и со вкусом обставленные гостиные и спальни высшего света. Все эпизоды «Плевако» сняла Анна Матисон, супруга Сергея Безрукова, прежде работавшая с мужем над мелодрамой «После тебя» и драмой о Сергее Довлатове «Заповедник». Сценарий десятисерийного проекта режиссёрка написала в соавторстве с Саввой Минаевым («Сансара», «За час до рассвета»). Одним из продюсеров масштабного шоу стал Алексей Учитель, режиссёр «Прогулки» и «Матильды». Учитель продюсировал «Летучий корабль» и «Стрельцов», но с сериалами прежде не имел дела. По словам авторов, работа над «Плевако» шла два года.
Сценаристы показывают удивительное для истории России время. После судебной реформы Александра II в стране были учреждены адвокатура и суд присяжных. Заседания приобрели соревновательный характер, а прокурор и присяжный поверенный устраивали ораторскую дуэль. На процессы ходили как в театр, а адвокаты стали настоящими звёздами своего времени, шоуменами в хорошем смысле. Фёдор Никифорович Плевако, превратившийся в сериале в Николая Фёдоровича, считался лучшим в профессии, а речи присяжного поверенного до сих пор изучаются на юридических факультетах. Ни до реформы 1864 года, ни после падения Российской империи судебные заседания не были столь популярны и увлекательны. Не зря Достоевский черпал сюжеты для романов из громких дел второй половины XIX века.
Сегодня трудно представить масштаб популярности Плевако. Авторы сериала отталкиваются от реальных процессов и цитируют блестящие речи оратора. Правда (особенно из уст Сергея Безрукова), многие фразы присяжного поверенного звучат чересчур напыщенно и манипулятивно. Однако зачастую ход мыслей и выбранные формулировки Плевако всё равно вызывают неподдельное восхищение. Это и урок ораторского мастерства, и пример российского суда, который мы потеряли.
«Плевако» может порадовать публику шикарными балами и застольными посиделками на широкую ногу, что достоверно передаёт дворянский быт. Адвокат с родными и друзьями за обедом и ужином обсуждает политические реформы и будущее страны, а по вечерам ходит в театр или ресторан. Утром и днём присяжный поверенный трудится в поте лица, защищая бедняков от несправедливости. В сериале Плевако выступает и адвокатом, и фактически следователем, поскольку раскапывает факты из жизни обвиняемого и переосмысливает обстоятельства преступления. Скорее всего, зрителей ждёт процедурал, поскольку с делом Качки защитник расправляется за один эпизод. Стоит ожидать и другие громкие дела Плевако.
У сериала довольно рыхлая структура, но бойкий, хоть и не всегда уместный монтаж. Авторы склеивают воедино судебную драму, исторический детектив и экшен. В паре эпизодов первой серии Плевако ни с того ни с сего дерётся на улице, а драки показаны в замедленной съёмке в духе «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Пожалуй, остросюжетные сцены — самое слабое место сериала, хотя вопросы вызывают и странные то ли видения, то ли флешбэки. Зрителям несколько раз показывают, как Плевако в обнимку с матерью падает в воду. Мать главного героя умирает в самом начале сериала, так что сцены призваны показать тяжёлое психологическое состояние сына, но на третьем повторении эпизоды уже начинают раздражать.
Есть в сериале и критика порядков России 1870-1880-х годов. В пилоте мы во всей неприглядности наблюдаем несправедливость сословного строя — жизнь дворянина ценнее, чем крестьянина или мещанина. Также в повествовании можно углядеть намёки на осуждение бесправного положения женщины в обществе. Плевако едва ли феминист, но адвокат определённо относится ко всем людям одинаково и не разделяет их по половому признаку или происхождению.
«Плевако» трудно назвать классическим телевизионным проектом, поскольку создатели явно ориентировались на зарубежных коллег. Помимо Гая Ричи обильно цитируется британский «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем. Подобно знаменитому лондонскому сыщику, Плевако мысленно воссоздаёт картину событий, внимательно осматривает место преступления и подмечает малейшие детали.
«Плевако» вполне может стать телевизионным хитом. Сериал заимствует проверенные временем сюжетные тропы и визуальные решения, но на материале России второй половины XIX века подобных примеров не так уж много. Наверное, самые близкие по духу проекты — «Шерлок в России» и «Хитровка. Знак четырёх». Если закрыть глаза на чрезмерные визуальные изыски, можно насладиться талантами невыдуманного Плевако и прогрессивностью суда того времени. У Матисон получился нестыдный сериал, который поклонникам проектов Netflix, HBO и Apple TV+ покажется вторичным и слегка устаревшим.