Сериал «Очень странные дела» целиком построен на эксплуатации эстетики 80-х, сюжетных тропов, образов и даже клише из фильмов тех лет. В третьем сезоне, как и в предыдущих двух, огромное количество отсылок к кино и сериалам ушедшей эпохи, и мы собрали для вас самые яркие тому примеры: тут и многочисленные кивки в сторону «Назад в будущее», и одержимость B-movie и бади-хоррорами
Частный детектив Магнум
ТВ-процедурал «Частный детектив Магнум» стартовал в 1980 году и, очевидно, сильно повлиял на Джима Хоппера, шерифа городка Хокинс. В первой серии третьего сезона он смотрит «Магнума» по ТВ, а позже вдруг решает сменить имидж и начать носить гавайскую рубашку — потому что именно так любит ходить главный герой его любимого сериала.
День мертвецов
В первой серии Майк и компания отправляются в кино на классический хоррор Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов». Любопытно, что на постере фильма, который нам показывают крупным планом, в верхнем левом углу красуется надпись sneak preview, то есть «тайный предпоказ». Дело в том, что «Рассвет мертвецов» вышел 19 июля 1985 года, а события третьего сезона «Очень странных дел» происходят в канун Дня независимости США, то есть до 4 июля. И хотя мало кто действительно бы полез проверять, смогли ли Майк и ребята посмотреть зомби-хоррор Ромеро раньше, братья Даффер со свойственной им дотошностью решили ловко объяснить такое лёгкое несовпадение.
Рассвет мертвецов
Раз уж мы заговорили про Ромеро, стоит вспомнить и предыдущую часть его зомби-франшизы, «Рассвет мертвецов» — там, как и в третьем сезоне «Очень странных дел», всё действие крутится вокруг одного торгового центра.
Назад в будущее
К слову, когда ребята направляются в зрительный зал, они проходят мимо постеров других знаменательных фильмов 1985 года — «Назад в будущее» и «Кокон». Первый ещё позже вернётся в сюжет — именно на сеанс приключенческого сай-фая Роберта Земекиса Дастин и Эрика посадят накачанных «сывороткой правды» Робин и Стива.
Семейные узы
Кстати, для российского зрителя может быть непонятным, почему Стив, когда позже пытается пересказать сюжет «Назад в будущее», называет героя Майкла Дж. Фокса «Алексом П. Конрадом». На самом деле так звали героя Фокса из ситкома «Семейные узы», который был дико популярен в 80-е и который дал старт карьере Майкла.
Зловещие мертвецы
В комнатах большинства героев висят постеры тех или иных важных поп-культурных произведений 80-х. У Джонатана, например, мы видим постер «Зловещих мертвецов» — и, думается, не случайно. Ближе к финалу герои будут держать оборону от Истязателя разума внутри маленькой хижины, примерно как Эш и его друзья в двух фильмах Сэма Рейми.
Затерянный лагерь
Когда Дастин возвращается в Хокинс, он рассказывает, что был в детском лагере под названием «Всезнайка» — или в оригинале Know-Where. Это очевидная отсылка на фильм Camp Nowhere, известный у нас как «Затерянный лагерь» — авантюрную историю о детях, которые построили свой собственный райский уголок, а убедили родителей в том, что это настоящий лагерь.
Беспечные времена в «Риджмонт Хай»
Когда Дастин рассказывает о поездке, он упоминает свою девушку Сьюзи, которая, по его словам, «круче, чем Фиби Кейтс». Большинство героев считают, что Дастин выдумал подружку — во многом именно потому, что круче Фиби Кейтс никого быть не может в принципе. Так откуда такая одержимость конкретной актрисой? Дело в том, что в 1982 году вышел фильм «Беспечные времена в “Риджмонт Хай”», после которого Фиби Кейтс надолго стала главным секс-символом для подростков 80-х.
В самой последней серии, кстати, стенд именно с её изображением неловко роняет Стивен, пытаясь устроиться на работу в салон видеопроката.
Гремлины
Ещё один важный фильм 80-х, в котором сыграла Фиби Кейтс, — комедийный хоррор «Гремлины» Джо Данте, фильм, в котором один из героев изобретает электрический молоток — почти ровно такой же Дастин привозит из лагеря.
Инопланетянин
Главное же изобретение Дастина, супер-радио, способное ловить сигналы по всему миру (по крайней мере, так говорит Дастин), очень похоже на устройство, которое собрал милый пришелец из «Инопланетянина» Стивена Спилберга, чтобы связаться с родными на другой планете.
А назвал Дастин своё изобретение «Церебро» — в честь устройства, благодаря которому Профессор Икс из серии комиксов о «Людях Икс» может усиливать свои телепатические способности.
Вторжение похитителей тел
Сама сюжетная канва с похищением людей неким внеземным существом слегка напоминает «Вторжение похитителей тел» — классический хоррор 1956 года (его ремейк вышел в 1978-м). Особенно на это сходство намекает сцена, в которой Билли встречается со своим «изнаночным» двойником.
Нечто
Другой классический хоррор, явно повлиявший на сюжет третьего сезона «Очень странных дел», — «Нечто» Джона Карпентера, в котором бесформенный пришелец копировал своих жертв. Сам сериал напрямую указывает на эту параллель: в подвале Уиллеров висит постер фильма, а в споре о «новой Коле» Лукас использует картину Карпентера как аргумент, что иногда ремейк может быть лучше оригинала.
Вкусная дрянь
Тема с одержимыми людьми и враждебной желеобразной массой также напоминает культовый B-movie Ларри Коэна «Вкусная дрянь» о живой питательной массе, которая «изнутри» пытается уничтожить человечество.
В одном из кадров, на которых показана афиша кинотеатра Хокинса, как раз в числе прочих красуется надпись The Stuff — это оригинальное название «Вкусной дряни».
Капля
Превращения жертв Истязателя в бесформенную желеобразную массу напоминают другой боди-хоррор 80-х — фильм «Капля» 1988 года (который, в свою очередь, тоже ремейк, оригинал вышел в 1958-м).
Каратэ-пацан
Показывая Оди радости девчачьей жизни, Макс демонстрирует ей разворот подросткового журнала с фотографией актёра Ральфа Маччио из оригинального «Каратэ-пацана».
Моя любимая пони
Любовь к детскому мультсериалу My Little Pony становится главным аргументом Дастина в споре с Эрикой о том, что последняя, сюрприз, тот ещё «нёрд» — ведь её любимый мультик постоянно обращается к нёрдовским темам магии, монстров и тому подобному.
Бесконечная история
В одной из самых запоминающихся сцен всего сезона Дастин и его (как оказалось, вполне реальная) подруга Сьюзи в унисон исполняют песню Neverending Story из фэнтезийной сказки 1984 года «Бесконечная история» — только при этом условии девушка соглашается помочь ребятам вспомнить постоянную Планка.
Красный рассвет
Сюжетная линия с коварными советскими интервентами, засевшими в бункере под Хокинсом, отсылает к фильму «Красный рассвет» о простых школьниках из маленького американского городка, которые собственными силами решают противостоять вторжению Красной армии. В сцене, где герои пытаются найти русского шпиона в торговом центре, Дастин даже вспоминает про этот фильм, говоря, что они находятся в похожей ситуации.
Челюсти
Действие культовых «Челюстей» Стивена Спилберга, как и третьего сезона «Очень странных дел», происходит в канун Дня независимости. И там, и там есть отрицательный герой-мэр, готовый рисковать жизнями людей ради собственного обогащения. Если и этого мало для полноценной «отсылки», в сцене, где шериф Хоппер напивается, он бросает официанту фразу: «Я могу делать что хочу — я шериф полиции!» Шериф Броди из «Челюстей», будучи пьяным в одном из эпизодов, говорит ровно ту же фразу.
Космическая одиссея 2001
Ключом к разгадке советского шифра для Дастина, Стива и Робин становится фоновая мелодия, по которой они понимают, что запись ведётся не из далёкого Союза, а из торгового центра в Хокинсе. Так получилось, что эта самая мелодия — детская песенка Daisy Bell, та самая, которую поёт сошедший с ума компьютер HAL-9000 перед тем, как его отключает главный герой «Космической одиссеи 2001 года».
Крепкий орешек
И нет, лазание по вентиляционным шахтам не обязательно может быть отсылкой к «Крепкому орешку»! Но в третьем сезоне есть и более открытая цитата культового боевика Джона МакТирнана — когда Хоппер держит на мушке русского бугая, тот смело заявляет, что шериф не сможет в него выстрелить. На вопрос почему, он отвечает: «Ты полицейский. У полицейских есть правила». Точно такой же диалог был у Джона МакЛейна в первом «Крепком орешке» с одним из подручных Ганса Грубера.
Терминатор
К слову, о бугае — то, как сериал показывает русскую машину для убийств, огромного солдата с короткой причёской и суровым взглядом, моментально навевает мысли о «Терминаторе». Та же механическая походка, та же холодная мимика и недюжинная сила. А в одной из сцен Хоппер прямо сравнивает его с Арнольдом Шварценеггером.