Не самый великий фильм студии Pixar, но пропускать его все равно нельзя.
Не самый великий фильм студии Pixar, но пропускать его все равно нельзя.
Заядлый путешественник в мечтах и примерный семьянин в реальности, Карл Фредриксен большую часть жизни копил деньги и силы на главное путешествие своей жизни – тур к южноамериканским водопадам. И только когда жизнь практически прошла, а на горизонте стал маячить дом престарелых, 78-летний Карл решился уйти в отрыв.
С малоприятного слова «эскапизм», конечно, категорически нельзя начинать рецензий. И все-таки к истории о том, как кряхтящий пожилой мизантроп с добрым сердцем, привязав к крыше дома связку воздушных шаров, улетает в прекрасное далеко, оно отлично подходит. Бегства от реальности тут больше, чем в любом другом фильме Pixar, и самая жизнеподобная картина студии, кажется, просто таковой прикидывается. До мелочей продуманный быт, будто бы и в самом деле обжитой дом – все это обманка.
«Вверх» – сказка в куда большей степени, чем фильм про крысенка- последователя Джейми Оливера или «Корпорация монстров». Сказка, потому что решительный пенсионер выражает мечту каждого второго (рвануть и подальше) и потому что поверить в возможность такого побега сложнее, чем в робота, который любит «Хэлло, Долли». Карл Фредриксен, с легкой руки режиссера Пита Доктера похожий одновременно на Уолтера Маттау и Спенсера Трейси (звучит жутковато, но в итоге получилось хорошо), – на самом деле анимированный двойник Клинта Иствуда в «Гран Торино».
Дивный новый мир, в котором ему приходится жить, вызывает у старика в лучшем случае изжогу. Невоспитанные дети, назойливые незнакомцы, глупо улыбающиеся яппи. Но если Иствуд в ответ выро- дившимся землянам складывает сухие пальцы пистолетиком, Фредриксен просто улетает в джунгли Амазонки. Для анимационного фильма способность работать на нескольких уровнях – давно уже хороший тон. А для анимации Pixar, которая у взрослых часто вызывает больше восторгов, чем у детей, в особенности.
Бывшие «мультики» перестали быть просто идеальным способом на некоторое время приклеить притихшего ребенка к креслу. Теперь, нашпигованные двусмысленностями, мрачным юмором и сложными аллюзиями, они явно сменили адресата. Антиутопия «ВАЛЛ-И» (сценарий к которому, кстати, тоже писал Пит Доктер) – детский фильм в той же степени, что «Телепузики» – эротическая драма. Совершенный визуально и вроде бы безыскусный по сценарному замыслу «Вверх» действительно работает для детей и взрослых.
Здесь совсем нет циничных шуток и вообще картина слишком сентиментальна, чтобы когда-нибудь быть названной великой, но деликатность, с которой фильм умудряется оставаться по-настоящему детским и сохранять тонкость и глубину, стоит многого. Путешествие Карла в компании полноватого тимуровца Рассела (которого никто не звал), харизматичного пса Дага в озвучивающем собачьи мысли ошейнике (его тоже никто не звал) и редкой, но несколько слюнявой птицы Кевин со страстью к шоколаду (и ее… понятно) – в первую очередь приключение в традициях Жюля Верна. Земля, на которую не ступала нога человека, неожиданные (в меру) повороты сюжета, персонажи, которых весь этот экстрим меняет до неузнаваемости, – даже собаке приходится сделать мораль- ный выбор. Все это здорово написано, нарисовано, временами смешно, временами до предательских спазмов в горле трогательно.
Но «Вверх», конечно, больше, чем просто занимательная трехмерная анимация для семейного просмотра. Если ваш стакан наполовину полон, это кино о том, что мечтам всей жизни свойственно растворяться в прозрачном воздухе, стоит приблизиться к ним слишком близко. А если стакан наполовину пуст… Волшебное Эльдорадо старика Фредриксена возможно при единственном условии: если мир этот – буквально иной, сон, после которого в 78 лет обычно не просыпаются. На создание «Корпорации монстров» Пита Доктера вдохновили чудища, которые в детстве мерещились ему под кроватью. Ну а «Вверх» – по сути сказка о том, что когда чудища надежно обосновались в соседнем дворе, то связка шариков с гелием – пожалуй, самый подходящий вариант.