Когда сюжеты и персонажи переселяются с книжных страниц на экран, они многое приобретают, но также многое теряют. Обычно баланс оказывается не в пользу кино, даже если над постановкой работают выдающиеся творцы. Но иногда бывает наоборот
Роман Марио Пьюзо обеспечил достойный сюжетный фундамент для фильма Фрэнсиса Форда Копполы, и постановщик построил на этом фундаменте восхитительное, безупречное экранное здание с великолепными обитателями-актерами. Если бы не Коппола, роман Пьюзо, вполне вероятно, был бы забыт через несколько лет после публикации. Теперь же «Крестный отец» в обеих инкарнациях (но, конечно, прежде всего как фильм) считается рубежной вехой американской культуры. Перефразируя известную цитату, все последующие картины об этнических мафиях вышли из пиджака «Крестного отца».
Питер Бенчли написал неплохой роман об охоте на акулу-людоедку, но некоторые критики замечали, что люди в «Челюстях» получились столь несимпатичными, что им, критикам, хотелось болеть за акулу, а не за «рыболовов». Молодой режиссер Стивен Спилберг был того же мнения. Поэтому, когда он взялся за экранизацию «Челюстей», он позаботился о том, чтобы публика искренне переживала за шерифа Броуди и его команду. В результате получился классический хоррор-триллер, благодаря прокатному успеху возникло понятие «летний блокбастер». Если книга Бенчли всего лишь произвела впечатление на публику, то фильм Спилберга перекроил Голливуд!
Надо быть внимательным читателем титров и Википедии, чтобы знать, что «Крепкий орешек» Джона МакТирнана основан на книге – настолько глубоко утонул роман Родерика Торпа «Ничто не длится вечно» в тени одной из лучших лент 1980-х. Главное отличие между двумя произведениями в том, что главный герой «Ничто» – пожилой полицейский, спасающий взрослую дочь, тогда как главный герой «Орешка» – коп в самом расцвете сил, спасающий жену. Поэтому персонаж Брюса Уиллиса может творить такое, на что его прототип физически не способен. И каждый его трюк возносит фильм все выше и выше над уровнем оригинала.
«Молчание ягнят» Джонатана Демме не было первой попыткой перенести на экран книги Томаса Харриса о маньяке-каннибале Ганнибале Лектере. Пятью годами ранее Майкл Манн снял «Охотника на людей», основанного на романе «Красный дракон», и эта картина была едва замечена публикой. Напротив, «Молчание» стало суперхитом и превратило Лектера в одного из ярчайших злодеев мирового кино. Кто был кузнецом этого успеха? Прежде всего, потрясающий Энтони Хопкинс, но также Демме, Джоди Фостер и многие другие. Они взяли занимательный детектив и превратили его в бесспорный шедевр, удостоенный всех пяти основных «Оскаров».
«Эра милосердия» братьев Вайнеров была уникальной книгой для Советского Союза. В эпоху, когда о милиции полагалось говорить либо хорошо, либо ничего, она изображала сыщика Жеглова, готового на обман и преступление ради быстрого завершения расследования. Книга была опубликована лишь потому, что ее представили в издательство «Воениздат», где цензура была заточена на выявление разглашений военной тайны, а не идеологических провокаций. Поэтому удивительно, что роман был не только издан, но и экранизирован, причем с сохранением неоднозначности Жеглова. И режиссер Станислав Говорухин столь убедительно передал атмосферу послевоенной Москвы и колорит ее тогдашних жителей, что создал один из главных хитов за всю историю советского телевидения. Кстати, не все знают, что Владимир Высоцкий не только превосходно сыграл Жеглова, но и лично, как режиссер и сценарист, придумал и поставил некоторые фрагменты «Места». Благодаря некоторым из этих дополнительных фрагментов сериал превзошел книгу.
Чак Паланик написал весьма экстремальную книгу о бунте против общества потребления и лишения мужчин мужественности, но он сдрейфил в самом конце, где заложенные протагонистом бомбы не взрываются из-за ошибки в производстве взрывчатки. Дэвид Финчер же в своей экранизации не испугался показать удачный теракт – то есть довести главного героя до логической точки в его истории. И, конечно, «Клуб» сильно выиграл от того, что его схватки были живо показаны на экране, а не описаны на бумаге. Ну, а про харизму Брэда Питта и Эдварда Нортона и говорить нечего – и так все ясно.
Николас Спаркс – очень стабильный писатель. Если вы прочли одну его книгу, вы прочли их все, поскольку он пишет на одни и те же темы и выводит схожих персонажей. Схожая история с экранизациями его романов. Но «Дневнику памяти» Ника Кассаветиса все же удалось подняться над «серой массой» благодаря харизме двух ведущих актеров. Рэйчел МакАдамс и особенно Райан Гослинг превратили «Дневник памяти», рутинную романтическую постановку, в одну из самых любимых американскими зрительницами мелодрам. Любят эту картину и в Голливуде – вспомните, как часто ее поминают в фильмах и сериалах!
Журналистка Лорен Вайсбергер сочинила свой первый роман под впечатлением от работы помощницей главного редактора журнала Vogue Анны Винтур. Книга получилась едкой и откровенной, но слишком уж плоской, и некоторые ее сцены казались банальным сведением счетов. Собственно, название романа говорило само за себя. Экранизация Дэвида Френкеля сохранила заглавие Вайсбергер, но Мэрил Стрип сыграла не просто «дьяволицу на шпильках», а сложную и неоднозначную женщину, у которой есть причины вести себя так, как она себя ведет с подчиненными. Практически все американские критики, сравнивавшие роман с книгой, отмечали, что лента Френкеля в художественном и идейном плане превзошла оригинал.
Роман «Казино “Рояль”» был первой книгой Йена Флеминга о Джеймсе Бонде. Напротив, выпущенная десять лет назад экранизация была двадцать первым фильмом экранного цикла, и ее создатели во главе с режиссером Мартином Кэмпбеллом могли опереться на огромный опыт предшественников. Также они стремились предложить публике нечто новое, ранее невиданное в сериале о Бонде. Их сюжетные дополнения оказались очень удачными, а начинающий, только-только заслуживший «два нуля» в своем номере суперагент получился куда более притягательным и человечным, чем опытный и хладнокровный шпион из книги Флеминга. Это не единственный фильм о Бонде, который превзошел исходный роман, но в случае «Казино» превосходство самое явное.
Роман шведского писателя Стига Ларссона по праву стал международным бестселлером. Однако это отнюдь не безупречное произведение. В нем чувствуется, что это первый роман автора, который ранее занимался нудноватыми и дотошными журналистскими расследованиями. Напротив, экранизировавший «Девушку» режиссер Нильс Арден Оплев был достаточно опытен, чтобы вычленить самые важные и интересные аспекты повествования, избавиться от «воды» и сосредоточиться на восхитительной героине Лисбет Соландер, превосходно сыгранной Нуми Рапас. Позднее «Девушку» экранизировали в Голливуде, но очевидно было, что шведская картина лучше. Недаром и Оплева, и Рапас после этого фильма пригласили в американское кино.