Обстоятельный и трагичный британский фильм об англичанине, который попытался в одиночку проплыть вокруг света
В 1968 году британская газета The Sunday Times проводит экстремальную парусную регату. Участники должны в одиночку обогнуть землю, ни разу не пристав к берегу и не получая помощь и припасы с других судов. Среди прочих в состязании решает участвовать Дональд Кроухерст (Колин Ферт) – незадачливый изобретатель из приморского городка. У Дональда небольшой опыт хождения под парусом, но он верит, что сконструированный им тримаран окажется надежным и быстрым судном, которое обойдет яхты именитых конкурентов. Чтобы найти средства на сооружение корабля и закупку припасов, мужчина закладывает свой бизнес и дом, где живет с женой Клэр (Рэйчел Вайс) и тремя детьми. Ко времени отплытия Дональд не успевает завершить монтаж всех технических приспособлений тримарана и испытать судно на воде, но он не может отказаться от участия в гонке. Поэтому Кроухерст с тяжелым сердцем отправляется в плавание – и быстро обнаруживает, что недооценил тяготы путешествия.
Все мы знаем вдохновляющие голливудские ленты о реальных людях, совершивших невозможное. «Гонка века» тоже поначалу кажется историей о триумфе духа над природой. Однако новый байопик режиссера «Вселенной Стивена Хокинга» Джеймса Марша принадлежит к другому направлению кино. Это типично британское признание в любви к героическому неудачнику. То есть к человеку, который прыгнул выше головы, но все же не взял установленную для себя планку.
Марш далеко не первый, кто обращается к истории Дональда Кроухерста. Его трагедия в свое время поразила весь мир. Даже в СССР был в 1986 году снят фильм «Гонка века», который, впрочем, не произвел большого впечатления и запомнился лишь потому, что дочь главного героя в нем сыграла звезда «Гостьи из будущего» Наташа Гусева. На Западе же Кроухерсту посвящено несколько художественных и документальных лент, а также пьесы, книги, песни и даже объемистая поэма. В Британии мореплаватель – герой нации. Только не как Гагарин, а как Анна Каренина.
Поведение Кроухерста во время плавания было по меньшей мере неоднозначным, но Марш снял «Гонку века» не для того, чтобы заклеймить героя и превратить его в пример для «неподражания». Главная тема ленты заявлена в ее английском названии The Mercy («Милость»). Фильм предлагает «понять и простить» достойного человека, движимого наилучшими намерениями и теми амбициями, которые сделали многих людей знаменитыми исследователями и первооткрывателями.
Да, Дональд переоценил свои силы и свои изобретения. Да, он бросил на произвол судьбы жену и детей, которым в его отсутствие пришлось жить на пособие. Да, некоторые его отчаянные поступки были неспортивными. Но лента показывает, как тяжело он переживал происходящее, как мучился совестью и буквально сходил с ума. Фильм как будто спрашивает нас: «Как бы вы поступили на месте Дональда? Как бы вы действовали в невозможной ситуации, в которую он попал?» И нужно быть великим путешественником, с честью прошедшим через аналогичное испытание, чтобы получить моральное право бросить в Дональда камень.
Колин Ферт сейчас почти в два раза старше, чем Кроухерст в 1968 году, но выглядит он отнюдь не на свой реальный возраст, и трудно сказать, кто из известных британских актеров лучше справился бы с ролью. В Ферте на экране идеально сочетаются мужество и мягкость, прекраснодушие и отчаяние, сила и слабость. Поэтому в него веришь как в человека, который тянется к величию, но не достает до него. А благодаря обаянию Ферта его персонажу сочувствуешь, что бы он ни делал. Хотя, когда смотришь на Рэйчел Вайс и миловидных ребят, сыгравших детей Кроухерста, трудно понять мужчину, который бросил их ради многих месяцев одиночного плавания.
Как и советская лента, британская «Гонка века» уделяет много времени медийной кампании вокруг состязания и ушлому пиар-агенту Дональда в исполнении Дэвида Тьюлиса. Но если Никита Орлов показал «бесчеловечную машину капитализма», которая перемалывает главного героя и приводит к трагической развязке, то Джеймс Марш не снимает основную вину с Дональда. Пиарщики и газетчики лишь углубляют яму, которую Кроухерст выкопал себе сам. Поэтому сцены с их участием далеко не так важны, как сцены Ферта и Вайс, и временами кажется, что эти фрагменты излишни в тягучем двухчасовом повествовании. Но, конечно, драму Дональда нельзя в полной мере изобразить и понять без отражения шумихи, которую спровоцировало его плавание. Этот тот случай, когда в байопике художественность должна отступить перед обстоятельностью.
Морские съемки «Гонки» порой живописны, но это не то кино, на которое стоит идти ради дельфинов, китов или бурь. Океан в фильме – лишь приложение к переживаниям героев. Сцены безумия Дональда сняты без визуальных изощрений, и они также не отвлекают внимание от главного – от игры Колина Ферта и от драмы его персонажа. Так что если вам интересно, как мастер изображает душевную боль и физические страдания знаменитого неудачника, то «Гонку века» стоит увидеть. В противном случае с Кроухерстом можно познакомиться по «Википедии». Хотя его история весьма поучительна, уделять ей два часа отнюдь не обязательно.
С 22 марта в кино.