Медлительная лирическая трагикомедия о личной жизни сотрудницы заводской охраны из приволжского городка
Медлительная лирическая трагикомедия о личной жизни сотрудницы заводской охраны из приволжского городка.
Рыжеволосая Клава (Мария Коровина) работает охранницей на провинциальном металлургическом заводе, живет с отчимом-инвалидом (Виктор Сухоруков) на переоборудованной под временную квартиру речной барже и мечтает о ребенке. Но откуда он возьмется, если вокруг ни одного приличного мужика? Однажды девушка пытается задержать парня (Антон Шагин), который вместе с подельниками ворует с завода чушки. Во время потасовки на проходной грабитель внезапно целует Клаву, и она падает в обморок. Несколько месяцев спустя, когда преступника ловят и отдают под суд, девушка внезапно осознает, что беременна.
«Охрана» режиссера Александра Прошкина (не путать с его сыном Андреем Прошкиным, постановщиком «Орды» и «Орлеана») родилась так, как должны рождаться многие российские фильмы. Вместо того чтобы взять сюжет с потолка или из далекого прошлого, Прошкин во время съемок на металлургическом заводе обратил внимание на привлекательных девушек, работающих на проходной. Он разговорился с ними, выслушал их нехитрые и все больше печальные истории и загорелся идеей снять трагикомедию о незадачливой провинциалке из заводской охраны, которая грезит о личном счастье, но больше общается с подругами, чем с мужчинами.
К сожалению, к написанию сценария «Охраны» Прошкин привлек Юрия Арабова – знаменитого российского драматурга, вместе с которым режиссер создал телесериал «Доктор Живаго» и историко-мистическую драму «Чудо». При всем уважении к Арабову, он слишком «высоколобый» автор для бытописательной трагикомедии, которой явно должна была быть «Охрана». И хотя его сценарий занимателен и остроумен, в нем есть лишние идейные слои. В самом деле, зачем такому кино отсылки к Евангелию? Зачем мистические вещие сны? Зачем увеличивать абсурдность и без того полуабсурдной жизни в России, где ловят похитителей чугунных чушек и уважают тех, кто крадет целые заводы? Когда находишь отличный жизненный материал, нужно в него верить, а не пытаться его приукрасить – и тем самым уйти от того, что составляет его прелесть.
Клава с ее широким коми-пермяцким лицом (Мария Коровина родилась в маленькой деревне в Республике Коми и одно время работала в местном этническом театре), копной рыжих волос и простосердечной душевностью прекрасна сама по себе, безо всяких параллелей с Богоматерью. И эти параллели, которые заявлены, но толком не прослежены до сюжетного и визуального завершения, лишь загромождают полотно, которое в них ничуть не нуждается. Кстати, фильм сам это подтверждает, когда то нагнетает мистицизм, то с тем же пылом отматывает назад, возвращая историю в реалистичное русло. Соответственно, зрителям предлагается думать о том, что творится у Клавы в животе, а не следить за тем, что творится вокруг девушки, хотя это куда более интересная тема. Живые люди всегда занимательнее, чем нерожденные дети!
Вместо того чтобы заигрывать с эмпиреями, картине стоило, например, потратить больше времени на совместные сцены персонажей Коровиной и Шагина, чтобы их роман казался естественным развитием событий, а не навязанным хеппи-эндом. И фильм только выиграл бы от большего числа реалистичных и полуреалистичных моментов, которые то ли подсмотрены, то ли кажутся подсмотренными, – вроде сцены массового свидания в тюрьме, где здоровенные татуированные мужики ведут себя как ласковые телята, когда к ним приходят матери и жены.
В этом месте, пожалуй, уместно сопоставить «Охрану» с «Левиафаном», который также изображает провинциальную жизнь и рисует ее не самыми радостными красками. Как и лента Звягинцева, фильм Прошкина посвящен не столько жизни, сколько выживанию, но он куда позитивнее – отнюдь не только потому, что его действие развивается летом на берегу Волги, под ярким солнцем и на зеленой траве. В «Охране» конфликт с чиновниками решается в пользу героев, суд судит настоящего преступника (пусть и мелкого), Клаву окружают верные подруги, и ее отчим, при всей его стариковской ворчливости и сухоруковской эксцентрике, – «правильный» и непьющий мужик.
Да, жизнь в их городе полунищая, и есть что-то пугающее в том, что самое большое скопление мужчин на экране – в упомянутой выше тюремной сцене (видать, не очень-то в городе хорошо с честной мужской работой). Но в фильме много комичных моментов и почти нет трагичных, и заканчивается он, как уже говорилось, на позитивной ноте. Плюс хоть и не самые интеллигентные, но зато колоритные второстепенные персонажи вроде шебутной лучшей подруги Клавы Вали-Валенсии, которая утверждает, что родилась от испанца, и часто употребляет слова вроде «мучачос». Так что главная претензия, которую можно предъявить «Охране», состоит в том, что картина тягуче медлительна. Героиня так долго не замечает, что беременна, что персонажи голливудских лент за это экранное время успели бы познакомиться, пожениться и развестись!
С 31 марта в кино.