Уморительная мистическая комедия для взрослых, в которой голливудские комики играют самих себя и валяют дурака на фоне апокалипсиса
Канадский актер Джей Барушель (Джей Барушель) приезжает в гости в Лос-Анджелес к своему соотечественнику и коллеге Сету Рогену (Сет Роген). В прошлом парни были лучшими друзьями, однако их отношения разладились, когда карьера Рогена пошла вверх и он обзавелся «распальцованными» голливудскими друзьями. Пытаясь возродить былую дружбу, Сет устраивает для Джея вечеринку на двоих с «травкой» и видеоиграми, а затем приводит приятеля на торжество Джеймса Франко (Джеймс Франко), который шумно отмечает заселение в новый дом. В самый разгар веселья на земле начинается апокалипсис. Большинство гостей Франко погибают в разверзшейся адской пропасти, а чудом уцелевшие Сет, Джей, Джеймс, Джона Хилл (Джона Хилл), Крейг Робинсон (Крейг Робинсон) и Дэнни Макбрайд (Дэнни Макбрайд) запираются в доме и пытаются выжить, пока планета летит в тартарары.
Как хорошо знают его поклонники, Сет Роген – не только комик, но и сценарист. «SuperПерцы», «Ананасовый экспресс: Сижу, курю», «Зеленый Шершень» – эти комедии были поставлены по его сценариям, написанным в соавторстве с его другом детства Ивэном Голдбергом. Причем «SuperПерцы» были сочинены задолго до того, как Роген пробился в звезды. Зная траекторию, по которой обычно следуют звезды, пишущие для себя тексты, можно было предположить, что рано или поздно актер сядет в режиссерское кресло. И вот это случилось. Роген и Голдберг сняли свой первый фильм, который этим летом заработал в американским прокате внушительные для «взрослой» комедии 100 миллионов долларов (при 32-миллионном бюджете).
Главное, что вам нужно знать о «Конце света 2013»: это очень смешное кино для тех, кто обожает комедию Кевина Смита «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар». Нет, это не клон и не подражание Смиту, но юмор у Рогена и Голдберга примерно такой же, как у режиссера из Нью-Джерси, – едкий, придурковатый, бескомпромиссный, киноманский и преимущественно ориентированный на мужчин. В «Конце света 2013» сравнительно известные голливудские комики пародируют свои экранные и публичные образы, издеваются над своими провалами (в частности, над «Шершнем»), зашкаливающе откровенно шутят про секс, закидываются лошадиными дозами наркотиков, состязаются в трусости и эгоизме, пытаются поделить стремительно исчезающие припасы (Макбрайд, кажется, знает анекдот про «что не съем, то понадкусываю»), танцуют под Gangnam Style, снимают на видеокамеру из «127 часов» сиквел «Ананасового экспресса»… И, трясясь от страха, ждут, когда за ними явятся демоны и изнасилуют их. Если вы думаете, что до этого не дойдет, вы не знаете Рогена и Голдберга. Дойдет. И до этого дойдет, и до каннибализма. И до отрубания голов. И до пародии на «Изгоняющего дьявола». И до финала, который вызовет у вас в памяти игру Doom и смитовскую «Догму». Всякий раз, когда кажется, что авторы фильма не смогут себя превзойти, они выдают еще более безумную, еще более сюрную и зачастую еще более смешную сцену. Конечно, с точки зрения зрителей, которые не пишут жалобы по инстанциям, когда персонажи разглагольствуют о мастурбации и без уважения отзываются о христианстве.
Если бы «Конец света 2013» был хоть капельку серьезным, он показался бы довольно мрачной лентой о том, как Голливуд превращает актеров в самовлюбленных долдонов, не способных мыслить здраво, даже когда мир рушится у них на глазах. Но серьезности в фильме ровно столько, чтобы в некоторых сценах зрителям было не только смешно, но и страшно за главных героев. Это однозначно не трагикомедия и даже не кино, которое с помощью шуток намекает на что-то глубокое. Подобно «Джею и Молчаливому Бобу» (но в отличие от «Догмы»), это чистая «веселуха» – не столь остроумная и не столь размашистая и разнообразная, как у Смита, но почти столь же зажигательная и куда более жесткая, сосредоточенная и драматичная.