Предсказуемый и не особенно страшный, зато божественно красивый и весьма натуралистичный готический хоррор
Эдит Кушинг (Мия Васиковска) – дочь известного американского бизнесмена, девушка юная, но в своих чаяниях весьма продвинутая. Так, она только что написала мистический роман и хочет его издать – несмотря на то что ей со всех сторон советуют попробовать себя в более «женском» жанре любовной прозы. Томас Шарп (Том Хиддлстон) – британский предприниматель, который приезжает в Штаты в поисках финансирования для своего изобретения. Он быстро покоряет Эдит и увозит ее в свой родовой особняк, где живет вместе с сестрой Люсиль (Джессика Честейн). Но эти стены хранят страшный секрет, который Эдит предстоит распутать… или умереть.
В разговорах о режиссерах-визионерах имя Гильермо дель Торо традиционно всплывает одним из первых – этот постановщик всегда ставил во главу угла визуальную эстетику, благодаря чему мир теперь имеет такие выдающиеся ленты, как «Хронос», «Хеллбой» и, конечно же, «Лабиринт Фавна», в котором артистический гений Дель Торо достиг своего пика. После мейнстримного «Тихоокеанского рубежа» и довольно прямолинейного сериала «Штамм» его достижения на ниве готического хоррора несколько подзабылись, но с «Багровым пиком» Дель Торо выходит на совершенно новый уровень «киноконструирования». Перед нами не столько фильм, сколько ожившая книга – этакий объемный увесистый талмуд, в котором простенькая, по сути, сказка-страшилка рассказывается посредством иллюстраций совершенно неземной красоты.
Трейлер фильма, в принципе, дает вполне исчерпывающее представление о том, что нас ждет – не считая расширенного пролога в Америке, все действие разворачивается в декорациях старого поместья, и каждая его комнатка, каждая деталь, каждый завиток лепнины – это маленькое произведение искусства. То, как эти потрясающие декорации освещены, как они сняты, как они припорошены ранним снегом (прохудившаяся крыша приводит к тому, что внутри главного зала и в подвале постоянно кружатся увядающие листья или падают снежинки), оказывает совершенно гипнотический эффект – вне зависимости от того, насколько интересно следить за сюжетом, оторвать взгляд от экрана решительно невозможно.
Но у медали есть и обратная сторона. Если у вас по какой-то причине иммунитет к визуальному лоску, «Багровый пик» вас наверняка разочарует – в его основе очень простая, незамысловатая, очевидная в малейших мелочах всем, кроме главной героини, готическая страшилка, так или иначе выдающая свои секреты уже в первые полчаса. Зритель разберется в том, что происходит, намного раньше Эдит, и это не только вымывает из фильма интригу, но и немножко раздражает – особенно с учетом того, что ум вроде бы подается как одно из главных достоинств девушки.
Каждый из трех ведущих актеров «Багрового пика» уже успел выбить себе почетное место на голливудском олимпе. Хороши по большому счету все трое, но сыграть что-то существенное удается только Джессике Честейн, которая продолжает показывать себя как одну из самых разносторонних актрис нашего времени.
И напоследок стоит сказать о небольшой «мелочи», которая позволяет безошибочно идентифицировать «Багровый пик» как фильм Гильермо Дель Торо, – это графичное, часто избыточное насилие. Интересно, что всего парой взмахов монтажных ножниц фильм можно было бы подрезать до «семейного» рейтинга PG-13, который традиционно гарантирует более высокие сборы, но Дель Торо не был бы собой, если бы не позволил себе небольшие «шалости» – например, ножик, воткнутый крупным планом и по самую рукоятку под глаз. Насколько эти излишества оправданны, судить сложно, но благодаря в том числе им «Багровый пик» вызывает к себе большое уважение – пусть на бумаге это большой студийный блокбастер, на деле это подчеркнуто авторский фильм, как и все, что делал Дель Торо раньше. Да, на этот раз автор почему-то взялся рассказывать какую-то несвежую бульварную историю, но рассказал он ее так красочно и увлекательно, что поневоле проваливаешься в мрачную красоту по ту сторону экрана.
С 15 октября в кино.