Порой антагонисты оказываются даже популярнее главных героев: Дарт Вейдер, Ганнибал Лектер, Норман Бейтс — этот список можно продолжать бесконечно. А лучше и вовсе его дополнить новыми злодеями 2020 года, которые способны посоревноваться с культовыми плохишами. Несмотря на тяжёлую ситуацию в киноиндустрии, персонажей хватает сполна: от врагов любимых героев комиксов до сумасшедших матерей с синдромом гиперопеки.
Не секрет, что в «Дау» актёры пытались исполнять образы, максимально похожие на их характеры. Ажиппо, который играл сурового руководителя спецслужб, например, был кагэбэшником со стажем и, соответственно, легко встроился в роль. Его звёздный час пришёлся на финал «Дау. Наташа»: буфетчицу отправляют на допрос прямиком к Владимиру, где он раскрывает себя с худшей стороны. Сначала его убаюкивающий ласковый голос усыпляет даже зрителя. Едва ли можно подозревать, что за доброжелательной маской скрывается настоящий монстр. Когда Ажиппо решает выбить показания из Наташи, он ведёт её в отдельную комнату, где сначала избивает девушку, потом заставляет её раздеться, а после насилует героиню бутылкой. Как будто ничего и не было, он возвращается в кабинет и, вернув свою ласковую интонацию, говорит с ней о жизни, попутно намекая на то, что следует подписать несколько бумаг. Его снисходительный тон и безобидный вид обманчивы, а истинная сущность ужасна. Именно такой контраст и делает его, возможно, главным злодеем 2020 года.
2020 год не был богат на кинокомиксы, поэтому без особой конкуренции титул лучшего злодея, сошедшего со страниц вселенной DC и Marvel, достаётся Роману Сайонису (или Чёрной Маске) — безумному садисту и манипулятору, которому не повезло сразиться с Харли Куинн. На протяжении всего фильма он устраивает жестокие пытки (например, срывает лица с врагов) и несколько раз едва не лишает героиню жизни. Нервная ухмылка и уместное переигрывание Юэна МакГрегора делают Романа пугающим не только для тех, кому не повезло встать на его пути, но и для зрителя. Достойному злодею, впрочем, достойная смерть: каким бы страшным ни был самовлюблённый Сайонис, гибель настигает его после финальной битвы с Куинн — некогда тоже антогонистки, которая всё же решила исправиться.
Главному фильму года — главный антагонист года (или, по крайней мере, один из). Мотивация Сатора будто бы перенята из старых шпионских фильмов, в которых злодеи пытались уничтожить Землю самыми дикими способами. В этом, впрочем, и всё его обаяние: вместо мудрёной истории — простой, как дважды два, антигуманный план. Кроме того, перед нами тот самый случай, когда внушительность персонажа наполовину связана с исполнителем роли. Кеннет Брана, в последнее время появлявшийся в не самых интересных образах, совершенно неожиданно перетягивает всё зрительское внимание на себя. Его карикатурный русский злодей становится ещё гипертрофированнее, когда артист начинает сурово хмуриться и говорить с акцентом на ломаном языке. Галерея лучших голливудских злодеев, кажется, пополнилась ещё одним шаблонным, но оттого не менее эффектным персонажем.
Пожалуй, корректнее сказать, что злодеем в «Чикагской семёрке» выступает система в целом — бюрократизм, упёртость чиновников, заскорузлость законов и пропаганда. Однако воплощением всего этого действительно выступает судья Джулиус Хоффман в исполнении блистательного Фрэнка Ланджеллы. Все протесты обвиняемых он отклоняет, а доводы их адвоката с заметным раздражением игнорирует. Финальной точкой в прогрессии негативного отношения зрителя к антагонисту становится эпизод с темнокожим Бобби Силом. У власти есть лицо, и оно именно такое: невозмутимое, равнодушное, хотя и с проблесками злобы в глазах. Едва ли найдётся персонаж, которого в этом году публика возненавидела сильнее, чем Джулиуса Хоффмана.
Образ человека-невидимки и раньше переосмыслялся в ключе абьюзивных отношений, но в фильме Ли Уоннелла, кажется, окончательно закрепился именно в такой трактовке. Газлайтер, заставляющий героиню сомневаться в реальности увиденного, он символизирует собой психологическое насилие во всей его полноте. Вездесущий и всесильный дух-манипулятор, который может легко появиться прямо перед носом, — не этот ли параноидальный портрет становится одним из главных страхов нашей эпохи, в которой абьюз начал восприниматься по-настоящему серьёзно, а откровения жертв — находить понимание со стороны? «Человек-невидимка» пытается обратить взор на вечно игнорируемое, пролить свет на умалчиваемое, тем самым избавляясь не столько от конкретного, сколько от метафизического врага. А побороть бесформенное и в некоторой степени даже трансцендентное, как известно, куда сложнее.
Открывающая сцена «Дичи» — жуткая резня в гигантском доме. Четыре подростка решают отдохнуть, пока родителей нет рядом, и именно в этот момент к ним наведывается маньяк в исполнении Винса Вона. Кого-то он убьёт теннисной ракеткой, кому-то запихнёт в горло бутылку из-под вина, а у самых невезучих мозги разлетятся об крышку унитаза. Даже если слэшер умер, «Дичь» показывает по-настоящему страшный образ вездесущего злодея в маске прямиком из 80-х. Ещё страшнее он оказывается, когда случайно меняется телами с тихоней Милли. Равнодушный взгляд Винса Вона перенимает Кэтрин Ньютон, и даже при всём своём безобидном виде она умудряется излучать чувство смертельной угрозы. Несмотря на то что «Дичь» — прежде всего комедия, антагонист по прозвищу Мясник надолго запомнится пугливым зрителям.
Фильм Антонио Кампоса пестрит одиозными портретами Америки. На месте Хендерсонов с таким же успехом мог оказаться преподобный Престон Тигардин (Роберт Паттинсон), который пользуется положением и доводит одну из девушек до самоубийства, или проповедник Рой Лаферти (Гарри Меллинг), который, почувствовав себя посланцем Бога, убил жену и — ожидаемо для зрителя, но не для персонажа — так и не смог её воскресить. Впрочем, история безумной семейки в исполнении Райли Кио и Джейсона Кларка куда более долгая, распростёршаяся на весь фильм, а потому и запоминающаяся. Два этих антагониста — серийные убийцы, подбирающие попутчиков, останавливающиеся с ними на уютной поляне под предлогом пикника, а после заставляющие их участвовать в жуткой фотосессии, которая закончится смертью несчастных автостопщиков. Именно с ними столкнётся юный Арвин — главный герой, приехавший в родные края, чтобы закончить дело всей своей жизни.
Возвращение Керри в большое студийное кино ознаменовалось пополнением его галереи плохишей. Лидирующие позиции мы, разумеется, всё ещё придерживаем за «Кабельщиком» и «Лемони Сникет», но Доктор Роботник, кажется, уже дышит в спину двум этим знаменитым образам. Вдвойне удивительно, как во время появления Керри в кадре даже совершенно невзрачный «Соник» становится чуть менее мучительным. Сам характер злодея тут донельзя утрирован и прост, хотя, как известно, мимика знаменитого комика способна творить страшные (читай — прекрасные) вещи: попав к Керри, Роботник обретает знакомые черты балагура, шута и самодура. Конечно, приятнее было бы увидеть артиста в фильме рангом повыше и в образе поинтереснее, но стоит лишь увидеть звезду детства на экране, как сразу забудешь обо всех претензиях.
Новый фильм Аниша Чаганти («Поиск») рассказывает о девушке с ограниченными возможностями, которая вот-вот уедет учиться в колледж и оставит заботливую мать одну в их загородном доме. Вскоре, впрочем, выясняется, что родительница хочет удерживать ребёнка силой: то прячет письма с ответами университетов, то обрубает Интернет, а в один момент и вовсе запирает героиню в комнате. Роль гиперзаботливой матери исполнила Сара Полсон — актриса, знаменитая образами психопаток и злодеек. Во «Взаперти» она вживается в привычное, в общем-то, амплуа, но делает это по-прежнему очаровательно. Её жуткие возгласы и зловещая мимика превращают антагонистку в настоящего монстра, напялившего лицемерную маску добродетели и любви. В период самоизоляции наблюдать за всем этим вдвойне страшнее: оказавшись наедине с родственниками в четырёх стенах, можешь невольно вспомнить о трансформации, казалось бы, безобидной героини-матери в комнатного тирана и заразиться паранойей.
В первой половине документального фильма об Эдуарде Успенском авторы рисуют образ талантливого и умного человека, который работает вопреки советским установкам и по-панковски разоблачает обласканных властью писателей. Его произведения — вызов, его высказывания — протест. Однако когда в жизни Успенского появляются деньги, комплексы выходят наружу, и гениальный автор превращается в циничного скрягу, который рассорится со всеми коллегами, отдаст собственную дочь в секту и последние свои годы проведёт в судах и в тяжбах. Трансформацию героя дуэт Супера и Проскурякова подчёркивает с помощью куклы писателя — поначалу милой и безобидной, а в финале злобной и мрачной. Назвать Успенского злодеем сложно: уж слишком неоднозначна его история. Однако моральное падение детского писателя справедливо считать главным превращением героя-романтика в прямо противоположный жуткий типаж озлобленного аутсайдера, выбравшего деньги, а не близких.