Те, кто отправятся на "Пилу 4" вполне осознанно, в советах не нуждаются. Колеблющихся стоит предупредить, что даже многократно расхваленный и проклятый за свою жестокость "Хостел" меркнет перед бойней "Пилы". Бойней тем более беспощадной, что она практически лишена навязанного ей морального смысла.
"Игра только начинается", – обещает приятный баритон маньяка, записанный на кассету с кокетливой надписью "play me". Сам маньяк, тем временем, лежит на столе судмедэксперта, печальный и торжественный, вскрытый и трепанированный по всем правилам паталогоанатомического искусства. Кассету только что извлекли из его желудка – незадолго до того, как погибнуть в предыдущей части истории упрямец проглотил это послание, чтобы и после смерти грозить миру своими кровавыми нравоучениями.
На этот раз серию тестов придется пройти полицейскому офицеру, командиру отряда спецназа. Потеряв сознание в собственном доме и придя в себя, он обнаруживает послание, в котором говорится, что у него есть девяносто минут, чтобы спасти двух своих коллег. В качестве доказательства демонстрируется видеозапись бедняг, томящихся в каких-то казематах. Задача проста – следовать инструкциям и не позволить чрезмерной добросердечности себя отвлечь. В качестве первого теста предлагается сидящая в соседней комнате блондинка, прикрученная к хитроумному устройству, готовому медленно снять с нее скальп. Развешанные по комнате фотографии уличают ее в преступлениях. Задание предлагает предоставить преступницу ее судьбе и отправиться на поиски пропавших коллег. Разумеется, полицейский бросится спасать блондинку, белокурый скальп покинет голову и, понемногу, тело за телом, бедняга начнет усваивать урок, который решил преподать ему изувер.
«Пила 4» /Saw IV/ (2007) представляет своего рода парадокс. Дело не только в том, что создатели, приятно потрясенные ста миллионами долларов, собранными в американском прокате предыдущей частью, решились снять продолжение уже имея на руках мертвое тело главного героя. Парадокс заключается в том, что фильм окончательно вышел на тот рубеж, когда дальнейшее истощение сценарной мысли уже идет только на пользу делу. Кто и почему становится испытуемым в серии тестов, которым подвергает истязатель свои жертвы, становится окончательно неважно. Не важно и то, кто помогает злодею. Мир "Пилы" разросся до вселенских масштабов, на "Википедии" размещаются подробнейшие комментарии к судьбе каждого героя каждой части, публикуются подробные описания каждого устройства, созданного преступным инженером для очищения душ (напоминает кошмарный каталог "товары – почтой").
Для твердокаменных поклонников четвертая часть станет важным этапом, раскрывающим романтические и драматические подробности жизни Джона Крамера, он же Джигсоу, приведшие его к кровавым проповедям. Зрителям, незнакомым с предыдущими частями, будет сложновато, на очередном повороте сюжета легко поскользнуться и окончательно запутаться – кто все эти люди, почему они попали в этот кошмар и за что их убивают.
Те, кто отправятся на этот фильм вполне осознанно, в советах не нуждаются – их, очевидно, ведет сердце. Колеблющихся стоит предупредить, что даже многократно расхваленный и проклятый за свою жестокость «Хостел» /Hostel/ (2005) меркнет перед бойней "Пилы". Бойней тем более беспощадной, что она практически лишена навязанного ей морального смысла. С этой части "Пила" – что-то вроде росписей в средневековых соборах, где адские страдания грешников уже не служат уроком или предостережением, и не рассказывают историю, а являются картинами чистого беспримесного зла, совершенными в своей пластической завершенности.
И, кстати – обещание, данное Джоном Джигсоу, оказалось правдой – пятая часть сериала уже находится в производстве и выйдет к ближайшему Дню всех святых.