Даже талантливые актеры порой совершают ошибки, не рассмотрев потенциала предложенных им ролей, за которые потом другие получают «Оскар», международное признание и всенародную любовь
Мишель Пфайффер, прочитав сценарий «Молчания ягнят», нашла его слишком жестоким и душераздирающим – как она позже сказала, эта история ее «реально нервировала». Кто захочет смотреть такое, кроме фанатов «ужастиков»? «Оскар» за сюжет про маньяка и людоеда уж точно не дадут – а актрисе очень хотелось наконец-то получить статуэтку, пустых номинаций у нее и так уже хватало. Режиссер Джонатан Демме пожал плечами и согласился на предложение продюсеров: молодую слушательницу академии ФБР Кларису Стерлинг в его ленте сыграла Джоди Фостер, которая так отчаянно билась за эту роль, что сумела растопить сердце постановщика своей настойчивостью.
Мишель, конечно, рассуждала достаточно логично (по той же причине – убоявшись свалиться в «маргинальный жанр» – актриса отвернулась от «Основного инстинкта»), и, к сожалению, она не могла предположить, что «раз в году стреляет и палка» – а фильм Демме по итогу «сломал шаблон» и стал мегасобытием, собрав пять «Оскаров» во всех основных номинациях. Золотого болванчика у Мишель, к слову, нет до сих пор, а у Фостер их после «Молчания ягнят» стало целых два.
Впрочем, Пфайффер была не единственной, кто пролетел мимо такого жирного куска – например, изначальным двигателем проекта был Джин Хэкмен, выкупивший права на оригинальный роман Томаса Харриса и планировавший не только сыграть доктора Ганнибала Лектера, но и собственноручно поставить весь фильм. Но посмотрев «Миссисипи в огне» с собственным участием, он решил, что «хватит с него экранной жестокости», и умыл руки. Не прими Хэкмен такого решения, он мог бы получить сразу два «Оскара» – за роль маньяка-каннибала и за режиссуру. Мог хорошо «подогреть» свою карьеру и Шон Коннери, легкомысленно отмахнувшийся от роли Ганнибала… Но история не знает сослагательного наклонения. Да и Энтони Хопкинс в амплуа людоеда оказался, что ни говори, хорош.
Лучший Бонд всех времен Шон Коннери, возможно, не ушел бы на пенсию столь рано, если бы вписался в состав «Властелина Колец», где звезду ждали с распростертыми объятиями. Шон был первым, кому предложили роль Гэндальфа, но, повертев сценарий, он заявил, что «никогда не любил фэнтези» (история с «Молчанием ягнят», очевидно, не научила стареющего актера прозорливости). Волшебника в итоге сыграл Иэн МакКеллен, и сыграл отлично, заработав номинацию на «Оскар», а его Гэндальф вошел в тридцатку величайших киноперсонажей всех времен по версии журнала Empire. Вскоре после этого, несмотря на просьбы поклонников, Иэн отклонил «освободившуюся» роль профессора Дамблдора в новых частях «Гарри Поттера», поскольку одного мага в карьере ему «было достаточно», к тому же умершему Ричарду Харрису, вероятно, не пришлась бы по душе такая «замена» – по словам МакКеллена, тот «всегда считал его ужасным актером». Было ли это стратегической ошибкой? Решать вам.
Коннери же, сообразив в итоге, что за подобными «сказками» будущее, согласился сыграть в «Лиге выдающихся джентльменов», и этот опыт оказался настолько неудачным во всех отношениях, что актер решил перестать сниматься вовсе. А ведь счастье было так возможно.
Уилл Смит всегда отличался предельно рассудочным подходом к выбору ролей – это обеспечило ему стабильную кинокарьеру, но в процессе ее же изрядно и подпортило. Прочитав сценарий «Матрицы» от никому не известных парней из Чикаго по фамилии Вачовски, он нашел «киберпанковую» историю слишком запутанной и пришел к выводу, что такое кино денег не принесет. Что ж, мы теперь знаем, что зрители рассудили иначе. Роль Нео в конце концов сыграл Киану Ривз, сразу ухватившийся за необычный сценарий и ударно перезапустивший с помощью «Матрицы» свою кинокарьеру.
Смит же предпочел поработать у своего друга Барри Зонненфельда в высокобюджетном стимпанке «Дикий, дикий Запад». Фильм с треском провалился, и Уиллу пришлось еще долго выбираться из-под его обломков, восстанавливая пошатнувшееся экшен-реноме съемками в сиквелах «Людей в черном» и «Плохих парней». Неудачную ленту хором облили помоями все критики, а отфутболенную Смитом «Матрицу», наоборот, восславили и увешали наградами. Позже актер насупленно признавался, что дело не в подведшем его чутье, а просто «с этим фильмом было бы слишком много возни», и вообще, он вряд ли справился бы с ролью. Ну-ну, Уилл… Может, оно и так. Но кто не рискует, тот сам знаешь кто.
Нам сложно представить в роли Форреста Гампа кого-либо кроме Тома Хэнкса, настолько он органично вписался в эту роль. А ведь играть его изначально предлагалось – держитесь за кресла – Джону Траволте! Актеру, былая слава которого изрядно потускнела с началом 90-х годов, требовалась роль для громкого возвращения, тем не менее он счел «Форрест Гамп» не тем фильмом, который вернет ему популярность. Зато таким фильмом он посчитал «Криминальное чтиво». Что ж, никто не спорит, фильм Тарантино стал не менее легендарным, вытащив Траволту из карьерной ямы, но «Оскара» в том году Траволта все же проиграл Хэнксу. И, при всем уважении к Джону, с той поры Том остается более «кассовым» актером – «Форрест Гамп» определил его киносудьбу на много лет вперед (хотя и здесь не обошлось без недальновидных решений типа отказа Хэнкса от написанного специально под него «Джерри Магуайра»). Траволта же, на которого крепко налип ярлык «харизматичного злодея», однажды признался, что уход из ленты Земекиса был одной из его самых больших ошибок.
Впрочем, не он один сожалеет: Форреста также отказались сыграть Билл Мюррей и Чеви Чейз (последнему сценарий показался «недостаточно хорошим»), роль его боевого друга Баббы отклонили рэперы Тупак Шакур и Айс Кьюб (персонаж был признан ими «слишком тупым»), а его девушку Дженни отказались играть Николь Кидман и Деми Мур (актрисы просто не явились на кинопробы, и роль ушла к Робин Райт). Сам же фильм изначально мог поставить Терри Гилльям. Что и говорить, это могло бы быть совсем другое кино. Траволта же ко всему прочему отмахнулся от партии гангстера в «От заката до рассвета» – потому что его «никогда не интересовали вампиры». Не слишком ли много ошибок, Джон?
Можно спорить о том, совершил ли ошибку Хью Джекман, ради роли мутанта Росомахи в «Людях Икс» отказавшийся от других лестных предложений, – но ведь, черт возьми, он мог сыграть самого Джеймса Бонда в «Казино “Рояль”»! Джекман пожимает плечами: ну да, он испугался, что после этого уже никогда не выберется из тени Агента 007 и ему будут предлагать роли, похожие друг на друга.
Что же в итоге? Актер сыграл Росомаху уже 7 раз – а впереди еще как минимум две ленты с тем же персонажем. Роли не то что «похожие», но, можно сказать, идентичные. К счастью, ими дело не ограничивается – драматические и комедийные роли Хью временами тоже доверяют. Есть где развернуться таланту – один «Муви 43» чего стоит.
После неплохого старта в Голливуде карьера молодой австралийки Эмили Браунинг заметно просела – устав биться за каждую роль, девушка несколько лет провела дома, нигде не снимаясь. В Голливуд она вернулась в хорроре «Незваные» и почти сразу же получила предложение сыграть Беллу в «Сумерках». Казалось бы, хватай и беги… Но это мы с вами сегодня знаем, в какой феномен вылились «Сумерки». А Эмили перспектива сыграть в очередной мрачной сказке не вдохновила: она еще не перевела дух после изрядно ее утомивших «Незваных», а экранизация вампирского романа Стефани Майер грозила вылиться в целый киносериал. Решив, что эдак ее запишут в пожизненные «королевы крика», Эмили даже не пошла на прослушивание. Поразмыслив, продюсеры в итоге позвонили Кристен Стюарт, у которой с карьерой и так все двигалось неплохо, и против фэнтези она предубеждений не имела.
Съемки в бесконечной киносаге дались девушке непросто: на мероприятиях по промоутированию «Сумерек» и их сиквелов Кристен откровенно зевала, а папарацци превратили ее личную жизнь в реалити-шоу. Но о принятом решении она никогда не жалела – и если посмотреть на фильмографию Стюарт, наглядно отражающую сегодняшний уровень востребованности актрисы, становится ясно, почему. «Незваные» же, на которых делала ставку Браунинг, были практически проигнорированы зрителем и об успешности звезды «Сумерек» Эмили сегодня остается только мечтать. Иной раз таланта и приятной внешности недостаточно, чтобы не остаться за бортом, – надо еще иметь чутье, уметь принимать верные решения и не отлынивать от тяжелой работы. Стюарт никогда не говорила, что ей нравятся «Сумерки», – просто она понимала, что перебирать харчами можно, только когда у тебя уже есть имя. Теперь оно у нее есть. Эмили же после всего случившегося делает «хорошую мину» и с жаром уверяет, что «такая» популярность ей не нужна, и если бы она согласилась сыграть в «Сумерках», то наверняка бы потом ушла из кино, потому что повышенное внимание публики и прессы ее ужасно нервирует.
Актриса, которая ничуть не стремится к популярности?.. Как говорят американцы – хорошая попытка, Эмили.
Вообще-то этот топ не про сериалы (не то пришлось бы вспомнить и Томаса Джейна, высокомерно отказавшегося от главной роли в «Безумцах», и Пола Джаматти, отмахнувшегося от «Офиса», и Памелу Андерсон, не захотевшую играть Дану Скалли в «Секретных материалах», и многих других актеров, прохлопавших наступление новой телесериальной эры), но случай Мэттью Бродерика все же заслуживает особого рассмотрения. Продюсеры сериала «Во все тяжкие» с самого начала целились в Бродерика: тот был известен ролями в кино, но и в сериалах появлялся – была надежда, что сценарий ему понравится (тем более что карьера некогда популярного актера пребывала в довольно невнятном состоянии, а «Во все тяжкие» изначально строился как мощный, совершенно нестыдный телепроект). Но Мэттью, получив сценарий, слишком долго тянул с ответом.
В итоге шоураннер Винс Гиллиган предложил дать шанс Брайану Крэнстону, знакомому продюсерам в основном по роли в ситкоме «Малкольм в центре внимания». Те восприняли идею в штыки, и Гиллигану пришлось пойти другим путем: автор сериала откопал старый эпизод «Секретных материалов» с участием Брайана, где тот играл роль совсем иного склада. Такой Крэнстон продюсерам понравился – но они еще долго думали и обратились к нему только в самый последний момент, узнав, что актера пытаются рекрутировать в свой новый проект конкуренты с другого телеканала. Брайану, уже давно мечтавшему о драматических ролях и по этой причине отказавшемуся от кучи комедийных сериалов, дали почитать сценарий «пилота». Когда он вцепился в него, заявив, что готов ехать на прослушивание хоть сейчас, тугодума-Бродерика из списка претендентов вычеркнули, да и сам список выбросили. Выбор состоялся, а сериал стал этапным событием в истории современного ТВ. Посмотрим теперь, где Брайан Крэнстон, а где Бродерик? В свое время Мэттью получил роль в прославившей его комедии «Феррис Бьюллер берет выходной» только потому, что от нее отказался Джонни Депп, – теперь же он сам упустил возможность сыграть культового персонажа, и какого! Плохо, Мэттью, плохо.
Помните вегасскую стриптизершу Джейд, на которой по пьянке женился один из главных героев «Похмелья в Вегасе»? Готовясь к съемкам, режиссер Тодд Филлипс предложил эту роль Линдси Лохан. Джейд ей очень понравилась. Одна беда: на момент кастинга Линдси было всего 20 лет, и она сочла себя слишком юной для воплощения такого персонажа – ведь по сюжету у героини имелся еще и маленький ребенок. Казалось бы, что такого? Злоупотребляющая алкоголем и наркотиками Лохан, карьера которой активно катилась под откос, уже тогда выглядела старше своего возраста, да и вообще, мало ли на свете двадцатилетних матерей-одиночек? Тем не менее девушка, повздыхав, ответила Филипсу отказом.
Но самое смешное, что следующей ролью Линдси все равно стала стриптизерша – только уже не в самой кассовой комедии всех времен, а в не заслуживающем доброго слова и провалившемся в прокате с громким треском триллере «Я знаю, кто убил меня». Именно так: когда Лохан договаривалась об участии в этой ленте в промежутках между посещением собраний «Анонимных алкоголиков», ей все еще было 20. В общем-то, мораль проста: иногда надо включать мозги и хвататься за хорошую работу, которую тебе дают, потому что второго подобного шанса может не представиться, – и как свидетельствует перепорченная алкогольными скандалами фильмография Линдси, в хитовые проекты ее с той поры больше не звали (да и вообще, честно говоря, почти никуда больше не звали). А в «Мальчишнике в Вегасе» в итоге сыграла Хэзер Грэм (на тот момент 37-летняя), и уж кому не пришлось жалеть о своем решении, так это ей.
Если пролистать список несыгранных ролей Джима Керри, волосы встают дыбом: ведь он мог при желании «посадить на сухой паек» половину голливудских комедиантов, а многих лицедеев второго ряда лишить единственного в их карьере громкого хита! Вот лишь краткий список проектов, в которых ему предлагались главные роли, отклоненные из-за того, что Керри не понравился персонаж или просто не совпали рабочие графики: «Холостяцкая вечеринка» (роль ушла к Тому Хэнксу и запустила его карьеру), «Эдвард Руки-ножницы» (роль досталась Джонни Деппу), «Знакомство с родителями» (Керри ушел с проекта вместе со Стивеном Спилбергом, но успел переписать сценарий и придумать главному герою, сыгранному впоследствии Беном Стиллером, фамилию Факер), «Чаплин» (роль досталась Роберту Дауни-младшему), «Напряги извилины» (роль сыграл Стив Карелл), «Телефонная будка» (стала бенефисом Колина Фаррелла), «Остин Пауэрс» (фильм возродил карьеру Майка Майерса), «Пираты Карибского моря» (еще один пас Джонни Деппу), «Чарли и шоколадная фабрика» (и еще один!), «Эльф» (хорошо послужил карьере Уилла Феррелла), «Авиатор» (после отказа Керри, на тот момент подписавшегося на другой фильм о Говарде Хьюзе, так, к слову, и не снятый, роль досталась Леонардо Ди Каприо), «Гарфилд» (помог выбиться в люди Брекину Мейеру) и даже «Бобер» (поддержал умирающую карьеру Мела Гибсона). Да что там, Кэрри мог даже роль Ферриса Бьюллера украсть у Мэттью Бродерика, если бы не оказался занят на другой работе.
Вы можете сами выбрать, отказ от какого из этих проектов сослужил Кэрри хорошую службу, а от какого нет. Очевидно, что не все его решения были ошибочными: в молодости Кэрри еще побаивался играть серьезных персонажей и старался выбирать только то, что ему точно по плечу (в отличие от Деппа, который в итоге подобрал многое из того, что Джим упустил). Хотя с годами он набрался опыта и стал больше интересоваться драмами, все же сложно сказать, оказались ли бы вышеперечисленные фильмы столь хороши, будь в свое время Кэрри посмелей и пожадней. Уж точно мы бы не увидели многих интересных сиквелов, поскольку Джим никогда не любил возвращаться к уже сыгранным ролям (даже продолжение своего главного хита «Маска» он зарезал, а сиквел «Брюса Всемогущего» по той же причине пришлось перелопачивать под Стива Карелла). Но уж в «Авиаторе»-то мог бы и сыграть, Джим!
Дэнзел Вашингтон много лет молчал как партизан и лишь недавно открыл, что в свое время отказался от главной роли в знаменитом триллере «Семь», сделав выбор в пользу ленты «Дьявол в голубом платье», о которой сегодня мало кто помнит даже из его поклонников.
«Они предлагали мне то, что в итоге сыграл Брэд Питт, но я подумал – ой, это кино такое мрачное и злое! – признался оскароносец в интервью. – А потом я посмотрел кино и подумал: ох ты ж, япона мать!» Что ж, несмотря на то что Питт справился с ролью на отлично, нам тоже жаль – с участием Дэнзела могло как минимум получиться очень интересно. Но он сам сделал этот выбор. Питт, надо заметить, тоже делал ошибки – один только отказ от роли в «Почти знаменитом» чего стоит. Однако в «Семи», как ни крути, все же сыграл именно он.
Оскара Шиндлера мог бы сыграть старый друг Стивена Спилберга Харрисон Форд, благо он, как и Спилберг, происходил из еврейской семьи и отлично понимал, насколько важен для режиссера этот фильм о спасении евреев от нацистского концлагеря. Но, пожалуй, Форд отнесся к делу даже слишком серьезно, испугавшись, что публика будет видеть в нем не драматическую фигуру, а Хана Соло и Индиану Джонса, а это испортит всю задумку.
Спилберг не стал спорить и взял Лиама Нисона, в карьере которого «Список Шиндлера» сыграл важнейшую роль. Форд же в итоге поборол свой страх перед байопиками и взялся за роль русского командира атомной субмарины в «К-19», которая ему отлично удалась. Так что робость актера была напрасной. Но что сделано, то сделано…
Да, Лео мог стать тем самым безумным парнем из «Американского психопата», который днем притворяется модником и успешным бизнесменом, а ночами мучает животных и шинкует женщин бензопилой. Договоренность с Lions Gate Films была достигнута, студия радостно объявила об участии Лео, но… тут вмешалась фанатская база молодого актера. Поклонники «Титаника» лютовали: их любимый сладкий мальчик никак не может играть персонажа той гадкой книги Брета Истона Эллиса! Леонардо, очнись, ведь Патрик Бэйтман – убийца, расист, садист, гомофоб, наркоман и некрофил! Не расстраивай нас! Испугавшись, что только-только сложившаяся фанбаза отвернется от него, Ди Каприо отказался от проекта.
Психопата в итоге сыграл Кристиан Бэйл. И фильм, как мы теперь знаем, стал большим событием. Лео же сделал из ситуации правильные выводы и на поводу у поклонников больше не шел, со временем все равно порвав со стесняющим его образом «сладкого мальчика» жестоко и бесповоротно.