В 2022 году культовый хоррор «Носферату. Симфония ужаса» режиссера Фридриха Мурнау отмечает свой столетний юбилей.
В свое время именно эта картина популяризировала Дракулу на большом экране. В течение последующего десятка лет этот пугающий и, бесспорно, трагический герой неоднократно переосмыслялся и даже романтизировался. В одной из последних экранизаций Дракула и вовсе представлен в виде постмодернистского, фактически комического персонажа, иронизирующего над своей литературной версией.
Специально для всех поклонников нетленного романа Брэма Стокера рассказываем о том, как менялся образ главного вампира в кинематографе.
Несмотря на многочисленные судебные тяжбы с супругой покойного Брэма Стокера, которая не только упорно отказывалась давать права на экранизацию, но и добилась решения об уничтожении всех копий «Носферату», фильм каким-то чудом все-таки дожил до наших дней. Вклад Мурнау в популяризацию образа Дракулы поистине бесценен, однако уже тогда киноверсия кровопийцы существенно отличалась от той, что была описана на страницах книги. Если в своей литературной версии Дракула мог противостоять дневному свету, то в фильме солнце фактически его убивало. В отличие от современных вампиров, главный герой «Носферату» не обладал никаким очарованием — он был по-настоящему пугающим существом, настоящей квинтэссенцией зла, лишенной какой-либо дуальности или даже трагической предыстории.
Интерпретация Дракулы венгерского актера Белы Лугоши также в свое время произвела большое впечатление на неискушенных зрителей. Впрочем, у картины 1931 года была довольно тяжелая судьба: фильм прошел через настоящий производственный ад, пережив смерть первого режиссера, а также долгие годы Великой депрессии и экономического упадка. Однако Лугоши так сильно хотел воплотить образ главного вампира на большом экране, что согласилась работать фактически за бесценок — 500 долларов за неделю съемок. Примечательно, что его Дракула обладал каноническим восточноевропейским акцентом (все-таки сам граф был родом из Румынии) и настоящим аристократическим вайбом, кроме того, эта версия походила на человека больше, чем на монстра, но все еще порядочно пугала. «Дракула» стал настоящим хитом и фактически спас Universal от разорения. Впоследствии студия сняла еще три сиквела ленты.
«Дракула: Принц Тьмы» режиссера Теренса Фишера с Кристофером Ли в главной роли был настоящим откровением для середины шестидесятых годов, причем не в самом лучшем смысле. В отличие от своих предшественников, Фишер не побоялся окружить своего героя флером эротичности. На самом деле в оригинальном романе Стокера образ Дракулы также был значительно сексуализирован, однако никто из кинематографистов тех времен не решался вынести подтексты на большой экран. Естественно, скандал не заставил себя ждать — ряд кинотеатров Европы и США подвергли картину жесткой цензуре, вырезав большую часть откровенных сцен.
В начале семидесятых годов персонаж Дракулы пережил новый виток популярности, его киновселенная обросла значительным количеством самых разнообразных мифов. Теперь вампиры в фильмах боялись не только солнечного света, но и распятия, а также чеснока. Настоящим философским переосмыслением для жанра стала работа Вернера Херцога «Носферату — призрак ночи», где граф Дракула, сыгранный легендарным Клаусом Кински, все больше походил на привлекательного вампира и все меньше казался кровожадным монстром. Кроме того, Херцог наконец-то был избавлен от всех проблем с авторскими правами — по сути, «Носферату — призрак ночи» стал первым фильмом в истории, где Дракула получил официальное имя.
В начале 90-х голливудский кинематограф уже без всякого стеснения активно эксплуатировал сексуальную привлекательность вампиров и постепенно интегрировал их в человеческое общество. «Дракулу» Фрэнсиса Форда Копполы сложно назвать однозначно успешной экранизацией Стокера, однако потрясающий актерский перформанс Гэри Олдмена, бесспорно, оставил значимый след в развитии персонажа. К слову, эта картина впервые показала предысторию Дракулы и даже связала его с реальной исторической фигурой. Сам герой в исполнении Олдмена отличался довольно эксцентричным чувством стиля, а также активно «молодел» и «старел» в зависимости от своего режима питания.
Эта пародийная псевдодокументальная картина стала своего рода ответом на многочисленные слухи, выстроенные вокруг съемок культового «Носферату». В частности, некоторые конспирологи активно продвигали безумную идею о том, что для пущей аутентичности режиссер Фридрих Мурнау пригласил на кастинг настоящего вампира. В качестве доказательств теории были предоставлены различные новостные сводки, согласно которым во время съемок картины в городе якобы было зафиксировано несколько случаев загадочного исчезновения людей. «Тени вампира», как ни странно, удалось достойно «похоронить» образ кровожадного монстра, заложенный у истоков формирования персонажа Влада Дракулы, который, впрочем, и так уже был при последнем издыхании.
За два десятка лет образ романтизированного вампира успел изрядно наскучить публике, а после выхода мистической саги «Сумерки» и вовсе перестал восприниматься всерьез. Сам Дракула окончательно утратил былую хватку, растеряв весь мрачный магнетизм и сексуальную привлекательность. Окончательно крест на образе вампира-любовника поставил анимационный фильм «Монстры на каникулах», в котором граф представлен как заботливый, местами грозный, но все же не внушающий никакого страха отец. Примечательно, что создатели «Монстров» вернули своему герою архаичную способность к перевоплощению в летучую мышь, которая странно смотрелась в фильмах, но в формате графической анимации выглядела максимально уместно.
В комедийном мокьюментари Тайки Вайтити и Джемейна Клемента некогда грозный граф Дракула начинает оттачивать свои навыки в юмористическом жанре. В «Реальных упырях» Владислав — обычный стареющий мужчина, живущий в компании трех друзей, тоже вампиров. Дракула, сыгранный Клементом, максимально человечен, в каких-то моментах даже слишком — он стесняется собственного возраста, повсеместно утверждая, что «все еще выглядит на 16», а также искренне переживает из-за встречи с бывшей девушкой на общей тусовке — звучит знакомо, не так ли?
В новом мини-сериале сценариста Стивена Моффата классическая история графа Дракулы окончательно деконструируется и даже пытается мимикрировать под современную реальность, вытаскивая на поверхность смыслы, которые, признаемся честно, вряд ли когда-либо были заложены на страницах оригинального романа. Тем не менее Дракула в исполнении датского актера Класа Банга стал одной из последних и самых знаменательных инкарнаций образа главного вампира. В сериале он ненадолго возвращает себе кровавую жестокость, при этом оставаясь как никогда харизматичным джентльменом, способным на проявление определенных человеческих чувств и даже… ностальгии. Этот страдающий от экзистенциального кризиса вампир, кажется, больше не мечтает поработить все человечество или на худой конец найти себе невесту. Он вообще не понимает, куда себя деть и к чему стремиться — и Моффат, при всем своем таланте шоураннера, никак на этот вопрос не отвечает.