Вспомнили шесть недавних отличных сериалов о работе шпионов: от исторических драм про арабо-израильский конфликт и холодную войну до меланхоличной драмеди про спецагента, мечтающего исполнять фолк.
«Американцев» легко назвать одним из самых недооцененных сериалов прошлого десятилетия — эту великую ТВ-драму обожали критики, но ни их признание, ни премия «Золотой глобус» за финальный шестой сезон так и не помогли сериалу выйти на массового зрителя. Возможно, сейчас, когда публика чаще возвращается к прошедшим мимо них сериалам, у «Американцев» появится шанс на заслуженный успех. Это и правда достойная внимания история, которая посвящена жизни двух агентов КГБ, под прикрытием работающих в США 80-х: они обосновались в пригороде по соседству с агентом ЦРУ, воспитывают двух ничего не подозревающих детей-подростков и пытаются совместить долг советского шпиона с американскими ценностями. Постоянная двойная игра — одна из главных движущих сил сериала и настоящая находка для шпионского жанра, потому что проект предлагает смесь детективного триллера о службе и не менее интересной семейной драмы о воспитании детей.
«Германия 83» — первая часть закончившегося в прошлом году триптиха (83-86-89), посвященного последним годам существования разделенной на две части Германии. Обычного пограничника из ГДР Мартина в 1983 году вербует тетя из Штази — необходимо под прикрытием отправиться в западную часть страны, ФРГ: вроде как НАТО планирует установить рядом с границей социалистического блока несколько боеголовок. Мартин, искренне любящий Родину, впервые оказывается в капиталистической стране, где есть выбор в магазине и незнакомое ему чувство свободы. Веру в социалистические идеалы нарушает и внезапная влюбленность, из-за которой герой планирует побег на Запад. Следующие части мини-сериала, «Германия 86» и «Германия 89», превращают трилогию в один из самых интересных ТВ-проектов современности — это и динамичный шпионский экшен, и личная драма обычного солдата, но в первую очередь — коллективный портрет разделенной из-за идеологии нации, которой повезло объединиться.
«Патриот» — редкий в наше время сериал, которому можно сулить скорый культовый статус: как и все «культовое», его на момент выхода мало кто понял, а много кто и вовсе яро возненавидел, зато у сериала практически сразу сформировалась преданная фанатская база, которая трепетно следит за всем, что планирует делать Стивен Конрад (кажется, только они и посмотрели его следующий сериал, «Предприятие “Божий дар”»). Для шпионского сериала такой статус — это, конечно, нонсенс. Все дело в том, что под оболочкой разведки (агент отправляется в Европу с миссией по финансированию удобного для США претендента на власть в Иране) скрывается трогательная история про грустного и немного придурковатого героя, который вообще не хочет спасать мир — ему ближе автобиографические баллады под гитару и легкие наркотики.
Первый заход корейского режиссера Пак Чхан-ука на американское телевидение (скоро будет второй) получился, надо сказать, неоднозначным: вместо авторского сериала с дерзкой режиссурой, как в его «Служанке», зритель получил скромную экранизацию одноименного романа Джона Ле Карре о том, как в 70-х агенты израильской спецслужбы завербовали молодую актрису, чтобы та помогла им ликвидировать известного террориста. Впрочем, мини-сериал все равно стоит посмотреть как минимум по двум причинам: во-первых, он посвящен не самому репрезенитруемому в поп-культуре арабо- израильскому конфликту; во-вторых, здесь блистает Флоренс Пью, одна из главных молодых звезд Голливуда, которая умудряется переиграть именитых коллег, Александра Скарсгарда и Майкла Шеннона.
Еще один мини-сериал про ближневосточный конфликт — в этот раз байопик легендарного шпиона 60-х Эли Коэна в исполнении комика Саши Барона Коэна. Его, обычного бухгалтера из универмага, просят пройти интенсивный военный курс — Коэн легко справляется со всеми заданиями и благодаря фотографической памяти и харизме, позволяющей моментально вживаться в роли, получает приглашение присоединиться к Моссаду. Следующие несколько лет он разъезжает по миру, завоевывает доверие близких к правительству Сирии людей и сливает информацию разведке Израиля, пока однажды его не ловят. Коэн как никто другой заслуживал сериал или фильм, реконструирующий его эффектные подвиги, — мини-сериал Netflix мог быть чуть динамичнее и рискованнее, но со своей главной задачей все же справился как надо. Это во многом заслуга Саши Барона Коэна — прекрасного артиста, который, увы, редко получает драматические роли.
«Двойник» — оригинальная жанровая смесь из научной фантастики про параллельные миры и шпионского триллера о связи персонажей и их двойников. По сюжету обычный берлинский клерк Говард узнает, что на самом деле работает не в ООН, а в организации, которая охраняет переход в другое измерение — в авторитарную версию Берлина под названием «Прайм», в которой когда-то случилась страшная пандемия, убившая 7% населения. Представители «Прайма» посчитали, это дело рук «Альфа», поэтому между параллельными мирами началась холодная война — шпионы следили за своими двойниками из другого измерения и использовали их, чтобы добыть информацию. Однажды Говард встречает своего «Прайм»-двойника, профессионала своего дела, который, возможно, связан с оппозиционной группировкой, планирующей месть «Альфа» миру.