В честь долгожданного выхода «Не время умирать», юбилейного, 25-го фильма о приключениях Джеймса Бонда, мы вспомнили всех его экранных противников и выбрали из них 12 лучших: от готовых изменить мир праведников до мстящих всем вокруг шпионов.
Самое интересное в персонаже Рами Малека из «Не время умирать» — его совершенно нелепое имя: и нет, это не псевдоним, как можно было бы подумать. Всё остальное скучное донельзя — опять стремление изменить мир, убив миллиарды людей просто потому что (Сафин пытается объяснить свою мотивацию пафосными речами, но, честно говоря, смысл его действий всё равно остаётся неясен), опять психоанализ уровня детского сада: родителей убили, ребёнка такое меняет, и вот он вырос, богатый безумец с манией величия. Финальный фильм с Крейгом в роли Бонда заслуживал более интересного злодея — да и самого Малека могли бы использовать куда изобретательнее.
«Лунный гонщик» — одна из самых нелепых частей «бондианы», созданная из-за продюсерского желания нажиться на зрительском интересе к космосу и успехе «Звездных войн». Редкое светлое пятно фильма — злодей Хьюго Дракс, мечтающий вывезти на космическом корабле лучших представителей человечества для вывода новой улучшенной расы людей, а население, оставшееся на Земле, уничтожить опасным вирусом. Благодаря актёрской игре Микаэля Лонсдаля вроде бы типичный бондовский злодей — непоколебимый и малоэмоциональный эгоцентрист со скучными монологами о мировом господстве — превращается в удачную пародию на них. Фильм с космическим сеттингом и нереалистичной завязкой могла спасти только легкая ирония — как раз её и добавил Лонсдаль.
В «И целого мира мало» Софи Марсо сыграла первую — и до сих пор последнюю — бондовскую злодейку, не какую-нибудь подручную главного гада, а именно что криминального гения. Она, по сути, переворачивает тут знакомый образ Bond Girl: пользуется самоуверенностью Агента 007, чтобы обмануть его и притвориться жертвой и лишь в финале раскрыть истинные намерения. Крейговскую эру «бондианы» принято хвалить за то, что она интегрировала устаревший образ Бонда в условия новой эпохи, но первые шаги к этому, как нам показывает персонаж Электры, были предприняты ещё в конце 90-х.
9 место
Эллиот Карвер в исполнении Джонатана Прайса — исключительный и один из самых современных злодеев франшизы. Это мультимиллиардер и медиамагнат, владеющий несколькими газетами и ТВ-каналами. В отличие от предыдущих антагонистов Бонда — агентов КГБ, глупых громил и прочих эксцентричных злодеев, — Карвер приземлён и рассудителен, а главное, он действует как бы со стороны, используя провокации. Карвер стравливает Китай и США, надеясь на то, что возможная война принесёт ему дополнительную прибыль и популярность. Возможно, это не самый опасный антагонист для Бонда, но глупо отрицать то, что персонаж опередил своё время, став одним из первых злодеев, которые понимают, что для мирового господства не нужно изобретать оружие массового поражения, достаточно лишь владеть СМИ.
Доктор Но навсегда войдёт в историю кино — правда, скорее из-за того, что его именем назван первый фильм «бондианы», а вовсе не потому, что этот злодей интересен сам по себе. С перспективы времени он выглядит довольно наивно: таинственный миллиардер-учёный, закрывшийся на собственном острове и держащий в страхе жителей соседнего города, к тому же наполовину китаец, сыгранный почему-то абсолютно белым актёром со странным гримом. Но зато именно «Доктор Но» создал многие клише, которые позже повторят и другие фильмы про Бонда, и прочие шпионские картины: и тот же остров, на котором обязательно произойдут финальные экшен-сцены (Люцифер Сафин передаёт привет), и тот факт, что до поры до времени нам не показывают лицо злодея, создавая демонический образ безликого зла.
Персонаж Хавьера Бардема из «Скайфолла» — вероятно, самый «современный» злодей даже в и без того прогрессивной эпохе Дэниела Крейга. Он хитрый хакер, который не любит лезть на рожон и способен просчитать всё до мелочей: единственный способ справиться с ним — отправиться туда, куда цивилизация ещё не добралась. Радует и то, что у Сильвы нет мегаломанских замашек. Им движет исключительно месть своей начальнице М, а сам он — интересный доппельгенгер Бонда, такой же преданный агент, сошедший с ума из-за бесчеловечных действий начальства. Сильва показывает путь, по которому мог пойти и Агент 007, если бы обстоятельства сложились чуть иначе.
В первой же сцене «Из России с любовью» нам показывают, как белобрысый Ред Грант хладнокровно убивает Джеймса Бонда в исполнении Шона Коннери. Оказывается, правда, что Бонд — фальшивый, всего лишь человек в маске, на котором тренируется Грант. Но начало всё равно яркое: злодея сразу заявляют как очень опасного противника. Позже он будет вечно мелькать где-то на периферии кадра, ходить за Бондом по пятам, не говоря ни слова и незаметно наблюдая за героями. Вроде бы стандартный «тихий преследователь», но нет — и тут Гранту есть чем удивить. Окажется, что он просто искал подходящий момент, чтобы втереться в доверие Агенту 007: ближе к финалу злодей впервые заговорит, да сразу бойко, живо и с идеальным британским акцентом. Его, конечно, в итоге победят, но Бонду придётся для этого очень постараться.
Пускай Челюсти — это не полноценный антагонист Бонда, а лишь помощник разных злодеев, это тем не менее важнейший для франшизы персонаж, достойный упоминания в этой подборке. Дело в том, что чаще всего Бонд противостоит либо очень умным персонажам, либо равным ему по интеллекту и физической подготовке, поэтому Челюсти — приятное исключение из правил. Это несокрушимый, непробиваемый и неубиваемый оппонент, для победы над которым Бонду каждый раз необходимо использовать сообразительность. Впрочем, Челюсти — это не только глуповатый богатырь с недюжинной силой, но и просто харизматичный и обаятельный герой, который в «Лунном гонщике» даже успел встать на сторону добра.
Ле Шиффр — первый книжный антагонист «бондианы» — был удачно осовременен для ребута франшизы с Дэниелом Крейгом: он не эксцентричен, зато источает злодейскую харизму напряжённым взглядом и многозначительным молчанием, при этом он реалистичен благодаря таким нюансам, как использование ингалятора и кровоточащие глаза. После той самой жестокой сцены пытки Бонда начинает казаться, что это вообще лучший злодей «бондианы», но Ле Шиффр довольно быстро уступает место более серьёзным, но менее интересным противникам. Очень жаль, что он стал всего лишь тизером будущих злодеев Бонда эпохи Крейга, потому что невероятный в этой роли Мадс Миккельсен заслуживал большего.
Одними из самых интересных противников для героев становятся их «злые двойники». Как раз таким можно назвать Алека Тревельяна — Агента 006, коллегу и друга Джеймса Бонда, который умирает на их совместном задании. Через девять лет оказывается, что Бонд зря винил себя в смерти друга — Тревельян её инсценировал, ушёл в подполье и всё это время вынашивал масштабный план, который связан не с мировым господством, а с местью России и Великобритании. Благодаря драматической предыстории, связанной с предательством и смертью его родителей, и личным отношениям с Бондом Тревельян заслуживает высокого места в топе — таких противников у Агента 007 ещё не было.
Задолго до MCU авторы «бондианы» создали ультимативного злодея, который далеко не сразу проявляет всю свою мощь. Глава «Спектра» впервые появляется в «Из России с любовью», но там его имя не называется, а сам он не показывает лица: мы видим только пальцы с перстнями и белого кота на руках (символы, которые позже станут настоящими злодейскими клише в поп-культуре — вспомните хоть «Инспектора Гаджета»). Какое-то время он из тени руководит прочими мелкими злодеями «бондианы» — и лишь в «Живёшь только дважды» нам демонстрируют Блофельда в полный рост. Переоценить значение этого культового антагониста невозможно: даже если вы никогда не слышали о нём, то обязательно видели его отражения в других произведениях. Единственное, что обидно: в «Спектре», где Блофельд вернулся уже с лицом Кристофа Вальца, персонажа несколько испортили абсолютно ненужной и глупой предысторией (теперь он, оказывается, сводный брат Бонда). Но постараемся об этом забыть.
Неслучайно, что «Голдфингер» — один из важнейших и попросту лучших фильмов «бондианы», в котором Бонд стал международным суперагентом с уймой шпионских примочек, — представил и образцового злодея франшизы. Миллиардер Аурик Голдфингер планирует не просто ограбить золотой фонд США, а наделить его радиоактивностью, чтобы повысить стоимость своего золота. Запомнился Голдфингер не только как автор самого креативного плана в «бондиане», но и как первый эксцентричный и эгоцентричный злодей, на которого впоследствии равнялись другие антагонисты Агента 007, а ещё как участник одного из лучших диалогов полувековой серии: «Вы ожидаете, что я заговорю?» — «Нет, мистер Бонд, я ожидаю, что вы умрёте!»