Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

От России до Китая: 6 фильмов про Рождество и Новый год со всех уголков мира

У каждой страны свои праздничные традиции. В России зрители извечно пересматривают «Иронию судьбы», американцы льют слёзы по «Этой замечательной жизни» Капры, а британцы в очередной раз умиляются хитросплетениям судеб в «Реальной любви». Рассказываем о выдающихся рождественских и новогодних фильмах со всех уголков мира, которые можно включить в качестве альтернативы на 31 декабря: от чёрных австралийских комедий в духе ранних работ Тайки Вайтити до польских слэшеров и южнокорейских дорам.

Добавить в закладки
От России до Китая: 6 фильмов про Рождество и Новый год со всех уголков мира

Россия

Юрий Колокольников в роли Игоря на кадре из фильма «Петровы в гриппе»

Юрий Колокольников в роли Игоря на кадре из фильма «Петровы в гриппе»

У Серебренникова канун праздника — пора безрадостная, депрессивная и небезопасная. Петров и его семья, обычные жители Екатеринбурга, заболевают гриппом, и с каждым днём их жизнь всё больше напоминает жуткий лихорадочный сон. Экранизация культового романа Сальникова — это ловко сшитое кинополотно, где одна бессвязная сцена из жизни героев сменяет другую, а сценарный сумбур пугающе точно передаёт запутанность и одиночество современного русского человека. Из гробов встают трупы, на улицах орудует убийца, неудачливые писатели совершают суицид, а автослесари пытаются не сойти с ума — в холодной зимней России у каждого найдётся свой недуг. Корнями травма уходит, разумеется, в детство: самая тёплая и нежная сцена новогоднего утренника угнетена тяжкой долей Снегурочки (Юлия Пересильд) — она же самая неоднозначная и жуткая. Страна застряла в инфернальном безвременье, но не спасёт её даже пресловутое праздничное чудо. Мы календарь перевернём, и снова 1 января.

Польша

Михал Сикорски в роли Рафаля на кадре из фильма «Все мои друзья мертвы»

Михал Сикорски в роли Рафаля на кадре из фильма «Все мои друзья мертвы»

В канун Нового года нередко происходит что-то непредсказуемое, но кровавая резня подростков из «Все мои друзья мертвы», которые стали жертвами неизвестного убийцы, явно случай из ряда вон выходящий. Польский слэшер Яна Бельцля отсылает то к «Терминатору», то, что уже ближе к теме, к «Одному дома» или «Сиянию». Знакомые герои собираются в знакомом месте и погибают при, в общем-то, знакомых обстоятельствах — новогоднее чудо здесь становится таким же жанровым конструктом, как и герои или сюжетные повороты. Можно назвать «Друзей» ловким стилистическим упражнением, а можно посмотреть глубже и увидеть в этом милый ностальгический оммаж всему и сразу, эдакую попытку вернуть детство и себе, и зрителям. Учитывая, что Новый год — это невольное прощание с собой старым, польские хоррормейкеры здесь метафорически борются с его безжалостным наступлением.

Австралия

Дэниэл Хеншэлл в роли Дарила на кадре из фильма «Жаркое Рождество»

Дэниэл Хеншэлл в роли Дарила на кадре из фильма «Жаркое Рождество»

Бестолковый, но хитрый зэк совершает побег от стражей правосудия и удирает на угнанной машине куда глаза глядят. Посреди ночной дороги на его пути возникает овца, и мужчина, пару раз нервно дёрнув руль, улетает в кювет. Израненный и немощный, он прячется в сарае одной из ферм, а чтобы местные дети не выдали его с потрохами, герой представляется Сантой. Зима в Австралии всем только снится: вместо белоснежной пелены и безжалостной вьюги на материке стоит знойная жара. Хотя и Клаус здесь, мягко говоря, не каноничный: грубый, неотёсанный, думающий только о деньгах, которые он спрятал перед арестом. Герой будто бы перекочевал из «Мальчика» Тайки Вайтити — выдающейся трагикомедии, где фигура обретённого отца тоже была далека от идеала. Но похожи эти фильмы не только тематически: во всех них сквозит какая-то милая ирония не только над своими неправильными персонажами, но и над самой жизнью, чьи превратности сводят вместе, казалось бы, абсолютно разных людей.

Южная Корея

Мун Сан-мин в роли Ём Се Джина на кадре из сериала «Четыре причины, почему я ненавижу Рождество»

Мун Сан-мин в роли Ём Се Джина на кадре из сериала «Четыре причины, почему я ненавижу Рождество»

Культа Нового года и Рождества в Южной Корее, увы, не найти, но в качестве альтернативы азиаты придумали себе традицию отмечать появление первого снега: дескать, если в этот момент ты находишься рядом с любимым человеком, то вас ждёт счастливое будущее. «Четыре причины» в этом смысле, пожалуй, уникальны: с одной стороны, действие происходит прямо в канун праздника, с другой — шестисерийная короткая дорама (эпизоды идут всего по 16 минут) рассказывает о четырёх героях, которые буквально ненавидят Рождество. Все они случайным образом собираются в одном месте и делятся друг с другом причинами своей нелюбви: у одного сорвалась важная поездка, другая так и не нашла себе пару, а третий, например, вынужден праздновать в досадном одиночестве. Циничный настрой «Четырёх причин», правда, постепенно сходит на нет — идеальные незнакомцы понимают, что невольно нашли себе товарищей и, сами того не желая, провели идеальное Рождество. Поддаться этому ожидаемому, но милому сценарному ходу проще, чем кажется поначалу.

Китай

Чжао Бэньшань в роли Ли на кадре из фильма «Новый год старого Ли»

Чжао Бэньшань в роли Ли на кадре из фильма «Новый год старого Ли»

К старику Ли, страдающему от болезни Альцгеймера и медленно теряющему память, на праздник приезжает несколько поколений родственников. От четырёх стадий принятия до наступления Нового года — всего несколько часов, но, кажется, именно этому торжеству суждено остаться в воспоминаниях всех членов семьи. Кино Гао Цюньшу можно сравнить с нашими «Ёлками» (не теми, что успели осточертеть и превратиться в мучительную самопародию, а с первыми частями франшизы) или любыми другими очаровательно приторными фильмами о празднике. «Старый Ли» работает как идеальный киномеханизм: зрители плачут и смеются ровно там, где и надо плакать и смеяться. Хотя в этой манипулятивности всё равно не заметно хитрого продюсерского расчёта — скорее, напротив, авторская любовь к каждому герою и уютному домику Ли и искреннее предвкушение новогоднего чуда, которое, увы, иногда может и пройти мимо.

Финляндия

Мимоза Уилламо в роли Авроры на кадре из фильма «Аврора»

Мимоза Уилламо в роли Авроры на кадре из фильма «Аврора»

Если бы Аки Каурисмяки снимал рождественское кино, он бы, без сомнений, возглавил этот список, но пока мы довольствуемся лишь духовными наследниками мастера. «Аврора» — лента, отчасти напоминающая «По ту сторону надежды»: девушка выходит замуж за иранского эмигранта, чтобы тот смог остаться в стране. Правда, не всё так просто: Аврора — алкоголичка и безнадёжная тусовщица, а её новоиспечённый супруг получает гражданство, чтобы после его смерти дочка могла остаться в Финляндии. Сама режиссёрка Мии Терво не задумывала фильм как праздничный, но рождественские декорации и подтексты выдают картину с головой. Беспечная героиня бродит среди ёлок и домов, украшенных гирляндами, а её авантюра, после которой она станет серьёзнее относиться к жизни, — тоже своего рода новое рождение. Этому кино, может, и не хватает тёплых цветов из работ Каурисмяки, но нежности и любви по отношению к маленьким людям здесь даже с излишком.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?