Вы наверняка заметили, что в прокате все чаще можно встретить фильмы, которые выглядят как женская версия «Джона Уика» (кстати, официальный женский спин-офф уже давно находится в разработке), — это экшен-триллеры о наемных убийцах, которым приходится либо мстить кому-то, либо вести войну в статусе «один против всех».
Вспомнили шесть таких фильмов (пять вышедших и один готовящийся к релизу) и теперь пытаемся понять, насколько сильно они вторят франшизе о белорусском киллере.
Первый и самый очевидный вариант на звание «женской версии Джона Уика» — блокбастер «Взрывная блондинка» с Шарлиз Терон в главной роли. Правда, это не оригинальный фильм, а экранизация графического романа «Самый холодный город» — о последних годах холодной войны и очередном этапе напряженных отношений между НАТО и странами соцлагеря. Другими словами, на уровне сеттинга и жанровой принадлежности шпионский триллер «Взрывная блондинка» сильно отличается от «Джона Уика», но фильмы сближает фигура Дэвида Литча — режиссера первой части франшизы, который отказался от участия в сиквеле, чтобы единолично заняться съемками «Блондинки». Его упор на сложную хореографию боевых сцен и внимание к профессиональным, но, казалось бы, очевидным мелочам вроде перезарядки, а также не вдохновленный фильмами с Киану Ривзом сюжет превратили «Взрывную блондинку» не просто в главную претендентку на звание лучшей «женской версии Джона Уика», но и в самостоятельное кино, которое достойно существовать вне сравнений с ним. Иронично, что студийные боссы обсуждали кроссовер «Джона Уика» именно со «Взрывной блондинкой».
На первый взгляд может показаться, что «Агент Ева» — кино далекого от «Джона Уика» формата, будто оно ближе к недавним шпионским триллерам «Красный воробей» и «Анна», а растет и вовсе из вышедшего за пару лет до «Джона Уика» боевика «Солт» с Анджелиной Джоли. Отчасти так и есть, но в «Агенте Еве» все равно можно проследить влияние франшизы с Киану Ривзом: во-первых, создатели переняли тягу к сложной мифологии и превратили секретную организацию, в которой работает героиня, в странную рехаб-программу, превращающую бывших наркозависимых в киллеров. Во-вторых, героиня становится целью своих же коллег. В- третьих, один из мотивов фильма — круговорот насилия, поэтому в финале зритель видит, как дочь убитого Евой коллеги следит за героиней. Явный задел на сиквел, от которого отказались из-за низких сборов и разгромных оценок прессы и зрителей.
Героиня с мужем и дочерью случайно попадает под обстрел наркомафии — выживает только она, а надежды на справедливость быстро испаряются: преступники подкупают суд, а ее саму пытаются отправить в психиатрическую больницу. Она сбегает, пропадает на пять лет и возвращается с навыками профессиональной убийцы, чтобы отомстить обидчикам. В отличие от других фильмов подборки, «Багровая мята» — это явно не открытая попытка сыграть на поле «Джона Уика», а скорее типичный триллер про месть за семью вроде спродюссированных Люком Бессоном «Коломбианы» и «Заложницы». Даже жаль, что здесь нет влияния «Джона Уика», потому что триллер с развернутым сюжетом об убийце, о прошлом которой зритель поначалу ничего не знает, выглядел бы намного удачнее.
В этом году количество женских версий «Джона Уика» заметно увеличилось. Первый из них — экшен-комедия «Пороховой коктейль», которая открыто вторит франшизе с Киану Ривзом и еще парочке знаменитых фильмов. По сюжету у 12-летней Сэм пропадает мать, работающая наемной убийцей. 15 лет спустя героиня пошла по ее стопам и зарабатывает на жизнь, выполняя заказы на смерть. Один из них идет наперекосяк — Сэм не только переступает дорогу всем, кому может, героиня теперь вынуждена защищать 8-летнюю девочку в компании вернувшейся матери и ее боевых подруг. Создатели скопировали не только неоправданно усложненную мифологию секретной организации киллеров, а также противостояние ее членам, но и одержимость неоновым светом. С другой стороны, «Пороховой коктейль» никогда не позиционировали как серьезный триллер, поэтому эти заимствования выглядят как допустимая пародия ради комического эффекта.
В недавней «Красотке на взводе», благо, нет тайных организаций наемных убийц, но все равно хватает референсов на «Джона Уика». Впрочем, из ниоткуда появляется формула еще одного фильма — недооцененного «Адреналина» с Джейсоном Стэйтемом. Блокбастер с Кейт Бекинсейл — практически его обратная версия: у вынужденной носить специальный жилет, помогающий подавлять вспышки гнева, героини убивают молодого человека — она снимает устройство и решает воспользоваться недюжинной силой, чтобы самой найти убийц и отомстить. Конечно, на бумаге смесь «Джона Уика» и «Адреналина» выглядит беспроигрышным вариантом, но «Красотка на взводе», увы, не реализовала весь потенциал этой выигрышной комбинации. Хотя и этого хватило, чтобы попасть в категории скорее удачных фильмов, вдохновленных «Джоном Уиком».
«Кейт» выйдет на Netflix только в следующем месяце, но фильм уже выглядит знакомо — во многом из-за того, что часть его сюжетных элементов мы уже видели в «Пороховом коктейле» и «Красотке на взводе»: у отравленной наемной убийцы есть 24 часа — ей необходимо найти противоядие или хотя бы отомстить всем причастным, попутно защищая дочь одной из бывших жертв. Опять же формула «Джон Уик» + «Адреналин» и очень много неонового света — посмотрим, что получится, но в этот раз почему-то хочется верить в лучшее.