Малые экраны сейчас штурмует сериал «Мейр из Исттауна» — угрюмый детектив, в котором Кейт Уинслет расследует дело об убийстве в маленьком провинциальном городке. Её роль уже называют одной из главных в карьере, а героиню — отличным образцом киношного детектива. В честь этого мы решили вспомнить других знаковых персонажей, которые помогали нам расследовать загадки на экране в XXI веке.
На пике своей карьеры Мэттью МакКонахи сыграл Раста Коула — того самого настоящего детектива, благодаря которому сериал Ника Пиццолатто навсегда войдёт в поп-культурный канон XXI века. Его герой представлен сразу в двух возрастах: в одном он суровый полицейский с фаталистическими идеями, во втором — мрачный обросший философ, кажется, окончательно разочаровавшийся в жизни.
МакКонахи бесподобен в обеих ипостасях Коула, его перформанс подарил нам, вероятно, одного из самых ярких телевизионных героев века — наряду разве что с Уолтером Уайтом и Доном Дрейпером. А его фраза о том, что человечеству нужно взяться за руки и вымереть, или цитата из Ницше, что время на самом деле — плоский круг, навечно отпечатались в мозгу каждого современного сериаломана.
«Преступником» Джоан Роулинг оказалась никудышным: её желание спрятаться за псевдонимом Роберт Гэлбрэйт раскрыли почти сразу, но, кажется, Страйк и без славы мамы Ро добрался бы до топов бестселлеров — по крайней мере, у себя на родине. В частном детективе с именем мифологического великана Корморана ужились два основных кита, на которых держится Туманный Альбион: традиции и панковский дух перемен. С одной стороны, бывший военный излишне консервативен и мужественен в патриархальном ключе — в сторону писательницы не устают лететь камни от либералов. С другой — Роулинг не могла оставить своего нового героя без выделяющегося изъяна, подрывающего его ультрамаскулинность (Корморан уязвим буквально — он инвалид). А кроме того, Страйк — герой переменчивый, постепенно и нехотя (как и сама Британия) он идёт на уступки ветру перемен. В сериале BBC роль Корморана исполнил британский актёр Том Бёрк, и кастинг — одна из главных побед экранизации: в целом телеверсия романов уступает в увлекательности литературе, но довольно точно передаёт дух Лондона.
Вслед за «Зомби по имени Шон», с доброй ухмылкой деконструировавшим хорроры о живой мертвечине, Эдгар Райт взялся за столь же ревизионистский детектив. Герой «Типа крутых легавых» необычен тем, что не укладывается в рамки жанрового канона — он не типичный киногерой, а полицейский, каким стражи порядка должны быть в жизни: компетентный, сдержанный и не бросающийся с пистолетами наголо в любой непонятной ситуации.
Но, что интересно, в фильме Николас Эйнджел попадает в обстоятельства, в которых его профессиональные установки не работают. Эдгар Райт строит совершенно абсурдную детективную интригу, сталкивает реальность с кинематографическими штампами и смотрит на то, что из этого выйдет. Естественно, как у любого режиссёра-синефила, кино здесь выигрывает у жизни: логичная развязка оказывается ложной, а в конце герою таки приходится достать пистолеты из кобуры и пострелять с двух рук в падении.
Идеальная героиня нулевых — мрачная хакерка-неформалка, носящая исключительно чёрное и посвятившая жизнь наказанию «мужчин, которые ненавидят женщин». Начиная с 2009 года она прочно обосновалась на экранах — сначала в шведской трилогии, основанной на романах серии «Миллениум» Стига Ларссона («Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнём» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки»), где её сыграла Нуми Рапас. Затем — в американском прочтении Дэвида Финчера: там Рапас заменила Руни Мара. Ну и, наконец, в слабом мягком «ребуте» серии «Девушка, которая застряла в паутине» 2018-го, где героиню сыграла уже Клэр Фой.
Лисбет Саландер сейчас может выглядеть слегка карикатурно из-за своего вызывающего пирсинга (да и персонажей-хакеров после их бума в нулевых теперь сложно воспринимать всерьёз), но вот идеологическая сторона героини осталась как никогда актуальной. Это сильная девушка, которая не готова мириться с жестокостью патриархата и потому применяет свой незаурядный ум, чтобы искать и ловить преступников-женоненавистников. Придумай кто Саландер сейчас — обязательно нашлись бы те, кто обвинил бы авторов в слепом «потакании повестке». И это, пожалуй, лучшая похвала для героини, которую создали ещё в 2005-м.
Райан Джонсон ещё в 2005-м переизобрёл фильм-нуар своим «Кирпичом» — там главный герой в исполнении молодого Джозефа Гордона-Левитта был обычным школьником, который примерял на себя роль типичного крутого детектива а-ля Хамфри Богарт (но самое смешное, что схожие архетипичные роли там отыгрывали и все остальные). Ну а в 2019-м режиссёр продолжил измываться над жанром в «Достать ножи» — метамодернистской комедии, где латиноамериканская медсестра попыталась доказать, что не убивала богатого писателя (пока его обширная семейка спешила поделить наследство).
За детективную часть тут отвечает Бенуа Бланк, персонаж — пародия на всех известных европейских детективов вроде Эркюля Пуаро, которого зажигательно играет Дэниел Крейг со смешным акцентом. Он нелепый и вроде бы совершенно некомпетентный — в фильме вы не увидите эффектных игр разума в духе «Шерлока». Но в деле своём он, парадоксальным образом, всё равно хорош. Его метод напоминает Дирка Джентли из романов Дугласа Адамса, который тоже позволял делу идти «холистически» и упорно верил, что жизнь сама приведёт его к решению. Главное — ей не мешать.
К слову, о Шерлоке. Странно называть персонажа Конан Дойла «детективом XXI века» — учитывая, что придумал его писатель более ста лет назад, но что поделать, если он до сих пор остаётся актуальным и бесконечно интерпретируется разными авторами. За последние двадцать лет мы видели и экшен-Холмса в фильмах Гая Ричи, и переехавшего в США Шерлока из «Элементарно», и эпизодического Генри Кавилла в «Эноле Холмс», и, наконец, культового героя Бенедикта Камбербэтча в сериале от BBC. Последний, вероятно, так и останется главным Шерлоком Холмсом нашего времени — холодным, потерявшим последние остатки человечности, живой саркастичной машиной или, как он сам выражается, высокоактивным социопатом. Жаль только, что наследие персонажа слегка загубили последние сезоны шоу.
Эдакая обратная сторона Холмса — тоже британский детектив, тоже нестандартного ума, но при этом с совсем другими методами. «Лютер» отправляет зрителя в самые неприглядные районы Лондона и заставляет своего героя раз за разом решать очень грязные дела: естественно, иногда прибегая и к методам тоже весьма грязным. Сериал показывает нам совсем другую Англию и совсем другой архетип детектива — какой мы не привыкли видеть (по крайней мере, до начала шоу). Отдельное спасибо «Лютеру» за то, что зажёг звезду Идриса Эльбы, безумно харизматичного британского актёра, которого позже даже будут сватать на роль Бонда (жаль, что теперь он для неё чуть-чуть староват).
Мы много раз видели сломленных детективов на экране — в том же нуаре герои редко были полностью психически здоровыми. И всё же Алек Харди из «Бродчёрча» выделяется на фоне других своих несчастных коллег. Это глубоко травмированный, абсолютно разбитый герой, которому расследование об убийстве (или самоубийстве) мальчика в отдалённой британской деревне даётся с огромным трудом. Он не детективный гений и не мастер психологических игр, а совершенно простой человек, который хочет делать свою работу правильно — но не может из-за травм прошлого и обретённых из-за них зависимостей.
Ну и, конечно, персонаж бы не был настолько запоминающимся, если б не потрясающая игра Дэвида Теннанта, одного из лучших актёров поколения. Его перформанс отметили настолько высоко, что даже в американском ремейке (неудачном) не стали менять актёра, а позвали Теннанта сыграть то же самое ещё раз. Не виним — на него и правда можно смотреть бесконечно.