В популярной культуре все еще сохраняется стереотип о том, что боевик – это фильм, снятый мужчинами для мужчин с мужчинами в главных ролях. В течение многих лет у актрис было мало возможностей, чтобы проявить себя в этом жанре. За последние пятьдесят лет такие картины претерпели множество изменений, а женские персонажи постепенно начали выходить за пределы универсальных архетипов «заложниц», «жертв» и «любовниц» и даже стали главным героинями своих собственных фильмов. На примере культовых персонажей и знаковых фильмов поп-культуры мы решили проанализировать, как именно происходила эволюция женского образа в боевиках.
В фильме Джека Хилла «Фокси Браун» (1974) Пэм Гриер сыграла героиню, которая готова на все, чтобы отомстить крупной сети наркоторговцев за смерть своего парня. Секс, наркотики, преступный мир и черта бедности здесь изображены наряду с правами темнокожих и женщин. Таким образом, Фокси Браун стала ведущей моделью и примером для будущего поколения чернокожих актрис.
Ну, а потом появилась Лея. Изначально ее образ мог вызвать сомнения, ведь она, как ни крути, принцесса. Все изменилось в «Новой надежде» 1977 года, где героиня Кэрри Фишер сама брала все в свои руки и закатывала глаза на попытки парней решать проблемы. Показательна сцена, где девушка душит своего похитителя Джаббу, одетая в облегающее золотое бикини, которое, вероятно, ее заставили надеть, чтобы она стала подобием украшения. Однако сексуальность принцессы уходит на второй план, а решающими качествами становятся сила и хитрость, которые и помогли ей спастись. Лея стала предшественницей будущих воинственных персонажей и иконой для целого поколения людей, выросших на «Звездных войнах», что, правда, не так хорошо сказалось на самой актрисе, постоянно чувствующей на себе давление и груз ответственности.
Даже если считать «Чужого» Ридли Скотта скорее фильмом ужасов, чем боевиком, Эллен Рипли в любом случае проложила путь для по-настоящему крутых персонажей. Героиня Сигурни Уивер была настолько хорошо прописана и воплощена на экране, что стала практически эталоном для боевиков с участием женщин. Интересно, что роль изначально предназначалась для мужчины, и, по словам режиссера, после того, как Уивер была выбрана на главную роль, в сценарии мало что изменилось.
Переосмысляя типичное восприятие женщин в боевиках, Рипли перевернула зрительское представление о том, что героини обязательно должны быть эмоционально слабыми. На фоне самых дальних уголков космоса она отказывалась быть жертвой и по сей день продолжает оставаться одной из самых знаковых фигур в кино.
1980-е по-настоящему изобилуют боевиками. «Рэмбо: Первая кровь», «Смертельное оружие», «Крепкий орешек», «Бегущий по лезвию» и множество других достойных картин, где мы, увы, не увидим женских главных ролей, а лишь подружек протагонистов. В этой пучине маскулинности начинает проявляться образ Сары Коннор из «Терминатора», которая, казалось бы, идет проторенным путем женского пола: беззащитная женщина, вынужденная стать сильной, чтобы защитить своего ребенка. Однако именно ее фигура станет едва ли не самым идеальным персонажем боевиков в 90-е.
В этом десятилетии Сара Коннор чувствует себя более комфортно. Теперь от нее можно ожидать чего угодно: от краж машин до сражений с роботами-убийцами. Воспитывая сына-подростка, героиня источает энергию сильного женского персонажа, готового к любым действиям.
Такие режиссеры, как Люк Бессон, Джосс Уидон и Ридли Скотт, уже зарекомендовали себя как сторонники сильных женских персонажей. Например, в фильмах Бессона «Никита», «Леон» и «Пятый элемент» опасные девушки с оригинальными прическами стали для режиссера источником вдохновения, вокруг которого строился весь сюжет.
На кинематографической сцене также появляется Тринити из «Матрицы», которая могла кардинально спасти ситуацию. Ведь ей не просто всучили оружие и пытались сделать из нее «сильный женский персонаж», словно она мультифункциональная соковыжималка 3 в 1, а практически прописали самостоятельную героиню, которая могла бы вытянуть фильм на себе одной. Но, к сожалению, наследие этой женщины оставляет желать лучшего. Именно после нее появился так называемый «синдром Тринити», то есть феномен, при котором автор создает яркого второстепенного персонажа-женщину с богатой предысторией и понятной мотиваций, значимой для сюжета, но при этом не дает ей возможности стать независимой, важной и настолько же впечатляющей, как и представляющая ее сцена.
Также стоит иметь в виду, что в 90-х с их обильностью масштабных фильмов режиссеркам в основном не давали снимать высокобюджетные картины, где, возможно, они смогли бы посмотреть на ситуацию с другого ракурса.
Новый век стал прямым ответом на целые десятилетия подавления женщин в боевиках со стороны Голливуда и общества в целом. Возможно, не случайно сюжеты таких фильмов, как, например «Другой мир: Эволюция», основаны на предательстве сильных женских персонажей мужчинами, которым они когда-то доверяли. Вскоре появляются «Ангелы Чарли», «Обитель зла», «Женщина-кошка», «Убить Билла» и другие ленты, в которых сила и успех девушек отодвигали их сексуальную привлекательность на второй план.
Но воплощением героини боевиков начала 2000-х была, конечно же, Анджелина Джоли. После ролей в фильмах «Мистер и миссис Смит» и «Особо опасен» актриса, вероятно, стала первой женщиной, добившейся такого успеха в боевиках, и оказалась наравне с такими звездами, как Сильвестр Сталлоне и Брюс Уиллис. Ну и нельзя не упомянуть ее Лару Крофт. Сам фильм собрал по всему миру 275 миллионов долларов и в очередной раз доказал, что зрители охотно пойдут на боевик с женщиной в главной роли.
Вспомним огромные франшизы, в особенности супергеройские, – в каждом ансамбле есть хотя бы одна женщина. Черная Вдова в «Мстителях», Гамора в «Стражах Галактики», Летти Ортис в «Форсаже». Слишком часто такие персонажи появляются только лишь для того, чтобы пообщаться с главным героем или стать частью команды, при этом не особенно продвигая сюжет вперед. Но вот спустя семьдесят шесть лет после дебюта в комиксах, вероятно, самая известная женщина-супергерой в мире, Чудо-женщина, наконец получила свой собственный фильм. А история героини Скарлетт Йоханссон, у которой нет могущественного молота или суперкостюма на миллиард долларов, но есть выдержка и смелость, будет рассказана в долгожданной ленте «Черная Вдова».
Женщины также начали играть главные роли в таких фильмах, как «Дивергент», «Изгой-один. Звёздные войны: Истории», сиквелах «Звездных войн» и других. И, конечно, появилась Китнисс Эвердин, которая не просто герой, а лидер в войне против репрессивного правящего класса и символ надежды и свободы. Ну и как же без Фуриосы в «Безумном Максе», которая, как катализатор сюжета, спасает рабынь и отправляется через пустыню в поисках лучшей жизни и капельки свободы.
Все эти герои борются и сражаются в боевиках по самым разным причинам: кто-то из-за морального долга, кто-то просто запрограммирован на такое, кто-то откровенно пользуется своим правом убивать. Да, женский персонаж в главных ролях не обязательно делает фильм хорошим, так же как и герой-мужчина не является гарантией качества. Впрочем, все это не столь важно в рамках данного разговора, ведь главное, что мы получаем, – это разнообразие женских образов на больших экранах. А подобный путь кинематографа, такая стремительная эволюция дает надежду на более инклюзивное кино будущего, к которому всем нам, как авторам или же зрителям, стоит быть открытыми и готовыми.