В режиссёрском дебюте Евгения Стычкина инспектор по делам несовершеннолетних гоняется за подростками, не находит общего языка с дочерью и медленно спивается.
На капитана полиции Глеба Анатольевича Барнашова (Павел Майков) разом свалились все несчастья. Ушла жена, машину сожгли неизвестные хулиганы, склонная к суициду дочка Юля (Ирина Паутова) отбилась от рук, но самое страшное – его понизили в должности и перевели из оперативников в подвал, где располагается инспекция по делам несовершеннолетних. И как здесь не пить горькую? Он не только не умеет общаться с детьми, включая собственную дочь, он даже не может понять язык, на котором сейчас говорят подростки. Тогда он применяет свои нестандартные и, мягко говоря, не совсем педагогические методы в воспитании малолетних преступников.
Почему дебютную работу Евгения Стычкина именовали таким невзрачным названием «Контакт»? От такого слова ждёшь фантастику среднего качества, а не драму про отцов и детей. То ли это произошло потому, что главные юные герои сидят во «ВКонтакте», а Павел Майков играет человека, который не умеет даже заполнять свой фейковый аккаунт и просит сослуживца Тарасова (Алексей Агранович в роли компьютерного гения) взломать профиль своей дочери? Выбирая фото для свой страницы, Барнашов, отставший от моды, перечисляет имена Леонардо ДиКаприо или Брэда Питта. «Вроде “Титаник” недавно был» – на что ему говорят, что актёрам уже под пятьдесят. Он даже спрашивает у коллег: «Какую музыку сейчас слушают?» Ему отвечают: «Рэп». Барнашов начинает уточнять: рэп – это Тупак и Эминем? Над ним издеваются: «Утёсов».
Кстати, с музыкой у сериала полный порядок, можно даже прикинуть, насколько это дорогой сериал, по песням Depeche Mode, которые слушает Барнашов, и Моргенштерна, звучащего в школе. В «Контакте» прибегают и к жанру screenlife, ведь многие события фильма происходят в соцсетях, СМСках, «тик-токах» и на экранах компьютеров. Получается, что дети не только в ответе за своих отцов и матерей, но и знают о жизни гораздо больше своих родителей. Даже звучит фраза: «Вообще, сегодня бывают счастливые дети?» – но это риторический вопрос, подростки проводят время, уткнувшись в телефоны и сочиняя дурацкие челленджи. Когда мать (Равшана Куркова) просит Барнашова избить её сына, это звучит естественно и даже смешно. Но до морализаторства режиссёр Стычкин не доходит, в сериале довольно много комичных ситуаций. Вот главный герой готовится к приходу органов опеки и готовит ужин, а разве холостой образ жизни предполагает, что мужчина обязательно должен хорошо готовить? Конечно, нет, и эта сцена сразу после драматических перипетий снимает весь пафос. Или анекдотическая ситуация, когда героиня Равшаны Курковой занимается сексом с инспектором по делам несовершеннолетних, чтобы насолить мужу (Максим Виторган). Есть даже внутренний юмор «для своих», так, Тарасова его коллеги называют «юмористом» (отсылая к фильму «Юморист», где Агранович сыграл главную роль).
Несмотря на то что главного героя от стресса спасают алкоголь и прирождённое циничное чувство юмора, разумеется, такие эпизоды не делают «Контакт» комедией, конфликт между взрослыми и детьми разрастается, когда на экране появляются запрещенные вещества. Однако дочь оказывается умнее, чем её отец. Случайно получив в своё распоряжение огнестрельное оружие, она не только не пользуется пистолетом, но и отказывается принимать наркотики, которые ей предлагают в школьном туалете. Но отец Юли сильно встревожен, хоть дочь в перепалках с ним не выбирает выражений. Уровень серьёзности «Контакта» показывает пример с десятилетним мальчиком, который любил варить котят. Глеб Анатольевич устраивает малолетнему садисту проверку на прочность характера, проведя его в тир и угрожая ему вполне себе конкретным пистолетом. Да и алкоголизм Барнашова – это не «Особенности национальной охоты», смешного в этом мало, особенно во время кратких вспышек синдрома делирия.
И к несомненно большим достоинствам «Контакта» можно отнести тот факт, что Евгений Стычкин не стал снимать самого себя в сериале, чем зачастую балуются российские (и не только) профессиональные актёры, переквалифицировавшиеся в режиссёров. Зачем работать в кадре, если твоя задача – снять достойный полнометражный сериал, а остальное сделают серьёзные артисты, большинство из которых практически не известны широкому зрителю, и особенно удивляют детские роли.