Пеплум про гибель Девятого Легиона хоть и получился немного скромнее «Гладиатора», но славу самого сурового режиссера Британии за своим автором Нилом Маршаллом закрепил прочно.
Земли современной Шотландии, оккупированные Священной Римской Империей. Отдаленный форпост, где проходит службу центурион Куинтус Диас, безжалостно разгромлен разведротой пиктов. Чудом спасшийся Диас вынужден сначала примкнуть к печально знаменитому Девятому Легиону, а затем, с кучкой других выживших римлян, попытаться улизнуть от группы пиктских боевиков под предводительством садистки Итэйн.
Пора уже, наконец, назвать вещи своими именами: Нил Маршалл — главный постановщик развлекательного кино «для взрослых» в Великобритании. Да, со своей последней картиной «Судный день» /Doomsday/ (2008), разбодяженным «Безумным Максом» /Mad Max/ (1979) для неимущих, Маршалл дал серьезную осечку, но задорный, грязный, сочащийся графическим насилием «Центурион» /Centurion/ (2010) с лихвой возвращает режиссеру пошатнувшееся доверие.
Новый неполиткорректный и угрюмый магнум опус не стесняется скромного бюджета, очевидных источников вдохновения и свирепой киноэстетики категории «Б». Есть в картине и хулиганский кураж «Псов-воинов» /Dog Soldiers/ (2002), и звериная жестокость «Спуска» /Descent, The/ (2005). «План Маршалла» по очищению "пеплума" от налипшей пост-гладиаторской киногрязи, в целом, сработал. Его покрытые боевыми шрамами легионеры (помимо прочих, неожиданно колоритные Дэвид Моррисси и Лиам Каннингэм) — суровые мужики, пытающиеся поженить свой воинский долг с непреодолимым желанием выжить.
Смертоубийство и пикантные подробности отправления естественных нужд в античные времена здесь изображены с любовью и обстоятельностью. Сцена истребления Девятого Легиона, на которую ушло много бюджетных денег, напрямую инспирирована вступительной раздачей в германских лесах из теперь уже эталонного «Гладиатора» /Gladiator/ (2000) сэра Ридли Скотта, но пытаться уличать Маршалла в плагиате почему-то абсолютно не хочется: он работает честно и без претензий. Примечательно, что в «Центурионе» предпринята отважная, хотя, может, и не до конца успешная попытка «перезагрузки» Майкла Фассбендера в героя боевика. Тонкому артхаусному артисту пока удалось отвоевать в Голливуде лишь острохарактерные роли второго плана, но очень хочется верить, что после «Центуриона» ситуация изменится.