Вязкий, тяжелый фильм о падении в пропасть страстей мужчины, околдованного красотой женщины, грешит телевизионностью картинки, театральностью действия и безжизненностью характеров
Эксперт архитектурного совета администрации Санкт-Петербурга Алексей прослыл неподкупным чиновником, твердо стоящим на защите исторического облика города. Бизнесмены и бандиты, мошенники всех мастей ломали об него зубы в течение семи лет, пока Алексей занимал свой пост. «Крепость» пала, когда герой встретил юную студентку, которая моментально вскружила крепко стоящему на ногах мужчине голову. И вот уже компрометирующие фотографии заставляют эксперта подписывать сомнительные заключения, звонки домой разрушают семью, карьера катится под откос. Как долго герой сможет держаться за соломинку своей любви в этом бурном потоке, обрушившемся на него? Да и есть ли эта соломинка?..
Рынок современного российского производства настолько четко разделен между несколькими крупными игроками, что любой независимый, далекий от маркетинговых монстров вроде Enjoy Movies или Bazelevs проект вызывает живой интерес у тех, кто измеряет российское кино не только деньгами. Вспомните прошедший год, сколько разговоров шло об «Интимных местах», «Долгой счастливой жизни», «Рассказах» – картинах скорее камерных и обособленных, чем вписывающихся в общую конъюнктуру. От «Снегурочки» очень хотелось такого же смелого, свежего обращения с героями, с сюжетом, с операторскими и режиссерскими приемами, тем более что картина преподносится зрителям как триллер. Но, увы, эти ожидания неоправданны.
В первую очередь моментально бросается в глаза «телевизионность» всего происходящего на экране. Это касается и серой, выхолощенной картинки, и «завышенного» звука, лишенного полутонов, и работы оператора, даже простейшие диалоги снимающего так, словно минутную сцену нужно растянуть на получасовой эпизод сериала. И это совсем не удивительно, ведь у руля «Снегурочки» стоит Дмитрий Светозаров, создатель таких телевизионных хитов, как «Опера», «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности». С тем же багажом, который некогда сделал звезд из Алексея Нилова и Михаила Пореченкова, Светозаров кроит и «Снегурочку», но за окном уже совсем другое время. Так снимать сейчас – это пытаться вдохнуть жизнь в давно усопшего.
Не может похвастать оригинальностью и сюжет картины. Загубленная запретной любовью карьера и благополучная семейная жизнь? Толстовские слова о том, что каждая семья счастлива одинаково, а несчастлива по-своему, как-то не слишком соответствуют действительности «Снегурочки», история развития отношений между Алексеем и Светой не блещет неожиданными ходами. Даже напротив, в какой-то момент падение героя с вершин стабильности напоминает игру в шарады, предсказывать шаблоны, которые используют создатели фильма, становится даже интересно. Слежка скрытой камерой? Присутствует. Ложные командировки? Отметим. Неожиданная встреча с детьми Алексея в то время, когда героя не должно быть в Питере? Ставим галку. Развод, сын убегает из дома? Да, как без этого. Череда неприятностей и проблем со временем превращается в такой снежный ком, что уже становится все равно, заслуживает этого герой или нет.
Кстати, о герое. Нельзя сказать, что Валерий Дегтярь в одиночку портит весь фильм, нет. Справедливости ради, картина держится на своих тщедушных телевизионных ножках только благодаря воле Валерия. Но театральность этого актера проявляется в картине в самом худшем смысле – Дегтярь перегибает с жестикуляцией, паузами, заламыванием локтей – всем тем, что принято называть одним словом: «переигрывает». Сколько ни кидает актер в топку души своего героя угля страстей, переживать за это чудовище Франкенштейна не получается, нет в нем настоящей жизни. Не похож Алексей на человека, ни на непреклонного чиновника, ни на преданного мужа и отца, ни на пылкого влюбленного, чьи чувства должны выплескиваться в мир. Нет, Алексей – ватная кукла, лучше всего демонстрирующая безразмерную печаль и безразличие.
Не выручают Дегтяря и коллеги в кадре, все они исполняют роль декораций, шаблонов, в которых герой должен себя проявить так или иначе: «домашняя» жена, коррумпированный коллега, комическая соседка, авторитетный ветеран-начальник. А уж какими в картине показаны бандиты – такого вы не вспомните со времен «Жмурок». Все это жизни картине тоже не придает, скорее отнимает.
Все повествование напоминает тяжелое движение под водой, со всех сторон какая-то незримая прозрачная тяжесть сдавливает и героев, и зрителей. Все двигаются в каком-то странном замеленном танце и совсем не похожи на людей, находящихся на берегу. Незримый этот барьер не дает показать ни любовь, ни детектив, ни драму разрушения, а окончание фильма сопровождается шумным вздохом человека, вынырнувшего на водную поверхность из мрачных глубин. Тот самый пример, когда картине не хватает воздуха.
В кино с 30 января.