Не секрет, что кинокомпания «Базелевс» Тимура Бекмамбетова в последние годы активно занимается разработкой фильмов в формате Screenlife – когда все действие фильма разворачивается на десктопе героя. Таким был пионер формата «Убрать из друзей» Лео Габриадзе, «Профайл» самого Бекмамбетова и «Поиск» Аниша Шаганти. Мы поговорили с креативным продюсером кинокомпании Павлом Божковым, который стоял у истоков нового киноязыка, а теперь находится в ответе за мировую Screenlife-экспансию.
Всех интересует постпродакшен в Screenlife фильмах. Какие основные отличия между монтажом традиционного фильма и Searching?
Процессы постпродакшена традиционного и Screenlife-кино действительно отличаются. Пожалуй, главное отличие – в сроках, необходимых для монтажа картины. В среднем на монтаж наших Screenlife-фильмов уходит 6-9 месяцев. Впрочем, такая продолжительность постпродакшена с лихвой компенсируется более коротким по сравнению с традиционным кино производственным периодом. Например, «Поиск» мы сняли за 13 дней. Более долгая продолжительность монтажа вызвана не столько его сложностью, сколько необычайной flexibility формата. Скажем, режиссер хочет добавить побочную сюжетную линию или лучше раскрыть своих героев. Для этого ему не требуется заново собирать всю группу и проводить дорогостоящие досъемки. Вместо этого мы можем создать всплывающие окна с онлайн-посланиями, электронные письма и текстовые сообщения, чтобы рассказать совершенно новую историю без дополнительных затрат. Так можно оказывать существенное влияние на развитие сюжета, кардинальным образом меняя ход событий. Сам же монтаж «Поиска» делался в ADOBE PREMIERE.
А чем отличается продакшен-дизайн, операторская работа, освещение, игра актеров?
Ввиду своей инновационности Screenlife действительно существенно отличается от обычного кино. В традиционном кино мы работаем с художником-постановщиком, чтобы придать съемочной площадке необходимый режиссеру вид, а здесь рабочий стол главного героя и есть та самая съемочная площадка. Расположение папок, иконок, картинок, названия программ – все это элементы, способные раскрыть перед нами внутренний мир героя. Поэтому надобность в худпосте здесь зачастую отпадает, его обязанности распределяют между собой режиссер и монтажер. Похожая ситуация и с оператором. Съемки Screenlife производятся при помощи камер, имитирующих web или фронтальные камеры наших устройств. В этом случае управление движениями камер берет на себя монтажер, определяя, в какой момент времени на каком участке экрана необходимо сфокусировать внимание. Именно по этой причине в «Поиске» двое наших монтажеров, Уилл Мэррик и Ник Джонсон, получили дополнительные титры – directors of virtual photography (виртуальные операторы). В свете также есть существенные отличия: многие сцены снимаются с применением разработанных нами специально для «Убрать из друзей» LED-рамок, полностью имитирующих мерцание экрана. В любой момент времени мы можем увеличить или уменьшить яркость в зависимости от того, что требует та или иная сцена. Единственное, что, пожалуй, не имеет существенных отличий по сравнению с традиционным кинематографом, это игра актеров. Артисты так же, как и на обычной площадке, вживаются в роль, заставляя зрителей верить в происходящее и сопереживать им.
Правда ли, что понадобилось всего пять человек, чтобы полностью смонтировать «Поиск»? Как распределялись их обязанности?
В монтажной помимо режиссера и продюсеров «Поиска» у нас было всего два монтажера – Уилл Мэррик и Ник Джонсон, которые и выполнили основную часть работы, «собирая» версию для североамериканского проката. Однако при этом они тесно взаимодействовали с продюсерами, монтажерами и режиссерами других Screenlife-проектов, производимых на тот момент в нашей компании. Когда же речь зашла о производстве региональных версий, для которых требовался полный перевод на испанский, французский, немецкий, итальянский и китайский языки, мы привлекли к работе дополнительно 11 специалистов, которые проделали огромную работу, не просто переведя наш фильм на другой язык, но и кадр за кадром полностью перенастроив движение виртуальной камеры.
Почему режиссер «Поиска» Аниш Шаганти решил начать с полного mock up своей картины?
Важной частью своей работы помимо производства и продюсирования кино и анимационных фильмов я считаю поиск и помощь молодым талантам. Я прекрасно знаю, насколько непросто сделать так, чтобы твой голос был услышан. Именно поэтому я прилагаю все усилия, чтобы находить по всему свету кинематографистов, «горящих» своей идеей, и всячески содействовать им в достижении их целей. Во многом благодаря этому мир увидел фильм «Убрать из друзей», снятый Лео Габриадзе, «Хардкор» Ильи Найшуллера и «Поиск» Аниша Чаганти.
Изначально, когда Аниш и Сев принесли мне идею фильма «Поиск», или Search, как он тогда назывался, они видели его как короткометражный проект – часть Screenlife-антологии, которую мы тогда развивали. Я же сразу увидел огромный потенциал проекта и посоветовал им подумать о полнометражном кино. Для того чтобы ребята лучше почувствовали формат, я посоветовал им снять короткий тизер, повествующий о событиях фильма. В нем были впервые опробованы многие интересные приемы, которые позже вошли в полную версию фильма. Поскольку Searching должен был стать первым полнометражным проектом Аниша, перед началом основных съемок я посоветовал ему снять тестовую версию своего кино, где все актеры были заменены на членов съемочной группы. Наличие подобного mock-up позволило позже серьезно сократить производственный период, поскольку режиссер и его монтажеры уже хорошо понимали, чего они хотят и как этого добиться.
С какими сложностями столкнулся исполнитель главной роли «Поиска» Джон Чоу?
Я знаю, что Джон изначально скептически отнесся к нашему новому киноязыку. Как опытный профессионал, известный по многим выдающимся ролям, он привык к традиционному подходу к съемкам фильмов. Отсутствие камер в классическом понимании и сама манера повествования, ограниченная рабочим столом главного героя, навевали ему мысли о несерьезности происходящего. Однако все встало на свои места, когда он прочитал сценарий и пообщался с режиссером и продюсерами проекта. История «Поиска» уникальна потому, что она дает возможность герою полностью раскрыться перед зрителем. По сути, весь фильм – это своеобразный театр одного актера, где вся история строится вокруг главного героя. Его переживания, его внутренний мир полностью открыты взору зрителя, давая возможность сыграть драматическую роль на принципиально новом уровне. Думаю, это и стало причиной, по которой Джон согласился на роль Дэвида Кима.
Сложно ли было делать компьютерный экран в кадре более «фотогеничным»?
Скорее «Поиск» открыл для нашего формата новые возможности. Скажем, снятые до этого «Убрать из друзей», «Убрать из друзей 2» и «Профиль» были рассказаны тем же киноязыком, однако действие в них развивалось в режиме реального времени: выбор музыки был ограничен аудиотекой главного героя, а границы рабочего стола всегда оставались визуально различимы по краям экрана, напоминая зрителю, что история разворачивается на десктопе. Анишу хотелось сделать проект более кинематографичным, и мы решили, что «Поиск» воплотит больше приемов из классического кино: появились наезды, оркестровый саундтрек, динамичный монтаж и голос за кадром. Все это позволило взглянуть на Screenlife по-новому, не как на любопытный эксперимент, а как на серьезную киноработу, способную по праву занять место рядом с именитыми триллерами, снятыми в традиционной манере.
После франшизы «Убрать из друзей» что подтолкнуло вас к мысли сделать стилистически схожее кино?
Вы правы, благодаря тому что мои друзья Джэйсон Блум и Донна Лэнгли в 2014 году разглядели огромный потенциал Screenlife-формата в общем и первого фильма «Убрать из друзей» в частности, фильм успешно прошел в мировом прокате, заработав внушительные 64 млн долларов. К сожалению, даже после выхода фильма многие критики скептически отнеслись к Screenlife, видя в нем исключительно трюк, гиммик. Мы хотели доказать, что Screenlife – гораздо больше, чем прием для производства хорроров, – это уникальный инструментарий, позволяющий рассказывать истории любых жанров на языке, понятном современному зрителю. Ведь, если подумать, мы проводим десятки часов в неделю, глядя на экраны наших девайсов. Там прямо перед нашими глазами развиваются драматичные, комичные и страшные истории, рассказать которые без потери правдоподобности можно только на экране. Именно поэтому вслед за выходом «Убрать из друзей» мы решили запустить в производство еще несколько Screenlife-проектов, одним из которых и стал «Поиск».
Сев и Аниш изначально отвергли идею производства Screenlife-фильма, что же заставило их передумать?
Первоначально Аниш и Сев действительно сомневались. Во многом это было продиктовано новизной формата и их уверенностью, что по-настоящему зрелищное кино можно снять только в традиционном стиле. К счастью, все их сомнения развеялись после того, как команда «Базелевс», на тот момент уже два года успешно применяющая новый киноязык, в деталях объяснила, насколько «гибким» является доступный кинематографисту инструментарий. Мы предоставили все имеющиеся у нас наработки и эксклюзивные технические решения, созданные внутри компании (световые решения, специально собранные компьютерные станции, позволяющие актерам не только взаимодействовать друг с другом на экране, но и получать команды режиссера и т.д.). К тому же современно и правдоподобно рассказать историю об отце и дочери, потерявших друг друга в нашем испещренном цифровыми «артериями» мире, было бы иначе сложно.
Почему вы захотели «выдержать» весь фильм в единой концепции Screenlife?
С каждым годом человечество все больше и больше времени проводит, глядя на экраны своих компьютеров, планшетов и смартфонов. Именно там бурлят самые настоящие страсти. Со стороны вам кажется, что человек просто сидит, пристально глядя в свой телефон, а на самом деле он в этот момент может терять любимую, старого друга, обретать новую цель в жизни и т.д. Показать подобное можно, только оказавшись на его экране. Ведь подобный прием не просто правдоподобен – он дарит уникальную возможность оказаться в голове главного героя, а кинематографисту это подарит шанс выстроить все повествование по совершенно новым канонам. Скажем, в фильме «Профиль», где журналистка под прикрытием выводит на чистую воду обширную террористическую сеть ИГИЛ, мы совершенно иначе подошли к записи звука. Мы как будто находимся в голове главной героини, звуки окружающего её мира, записанные в формате ATMOS, доносятся до нас ровно так же, как к этому привыкли пользователи компьютеров: вот где-то за окном залаяла собака, вот слегка скрипнуло наше кресло, вдали сработала сигнализация машины… При этом звук из компьютера выстроен точно так, как мы к этому привыкли, он доносится из фронтальных колонок, со стороны экрана, на который мы смотрим. Так что желание рассказывать истории в этом новом формате – это в первую очередь необходимость.
Что для вас важнее, повествовательная часть фильма или технология, используемая при его производстве?
«Базелевс» всегда старался делать фильмы, которые никто раньше не делал, чтобы каждый новый проект становился вызовом себе. Так было с «Ночным дозором» и «9», «Убрать из друзей» и «Хардкором». Все эти проекты были передовыми с технической точки зрения. Но, как показывает практика, в основе любого хорошего кино лежит интересная, цепляющая история, техника исполнения же обычно служит лишь обрамлением повествования. Поэтому для меня оба этих элемента – история и технология – звенья одной цепи, которые не могут существовать в отрыве друг от друга.
Каким будет ваш следующий Screenlife-проект?
Сейчас наша компания готовит к запуску около 15 новых проектов в формате Screenlife. Все они совершенно разные, есть и переосмысленная версия «Ромео и Джульетты», рассказанная посредством мобильного телефона героини. Есть и фильм-катастрофа о нападении на Землю нового типа пришельцев и группе героев со всего мира, объединяющихся через Сеть, чтобы противостоять агрессии.
Все эти проекты будут связаны тем, что действие их будет разворачиваться на экранах гаджетов главных героев.
Результаты проката «Убрать из друзей» и «Поиска» показали, что зрителю интересен Screenlife, ему хочется больше историй, рассказанных этим киноязыком, и теперь уже дело за нами, а нам ни в коем случае нельзя обмануть ожидания нашего зрителя.