Уже хорошо знакомая история о попытке наладить связь между поколениями, завоевавшая сердца зрителей «Пилота».
Зрительское голосование на фестивале «Пилот» закончилось победой драмеди «Мамонты» Ивана Соснина. Режиссерский почерк виден не столько в повествовании, сколько в выбранной теме — в послужном списке Соснина картины, запоминающиеся душевными разговорами с меланхоличным саундтреком на фоне: зрители-лирики знакомы с короткими метрами «Любовь» и «Портрет мамы», драматичным киноальманахом «Главбух. История одной фирмы» и обволакивающим роуд-муви «Далекие близкие».
В «Мамонтах» милый дедушка, сыгранный Юрием Стояновым, не подходит под определение типичного пенсионера. Он не поучает дочку — бизнес-леди (Марьяна Спивак), не ругается с хамоватым охранником и вообще больше похож на фэнтезийного персонажа. Дедуле приходится перебраться в Москву после продажи квартиры и столкнуться с двумя препятствиями: телефонным мошенником и гиперболизированным безразличием внучки (Елизавета Ищенко).
Мы почти наверняка знаем, что будет дальше. Молодое поколение научит старшее пользоваться телефоном, а взамен получит драгоценные уроки того, кто видел жизнь. Деловая дочка смягчится, и переезжать в новую квартиру дедушке уже не потребуется — им ведь и на одной жилплощади хорошо. Ну, или рядом. Самое главное, что мошенник на том конце провода тоже будет найден — если не угодит за решетку, то получит светлую проповедь от Мамонта, чьи деньги и украл.
Тема потерянной связи между поколениями так же актуальна, как и рефлексия угрозы смертельного вируса: оба мотива за последние несколько лет стали неотъемлемой частью жизни большинства семей. Драматургия таких сюжетов циклична, и потому вопрос об однообразии семейных сериалов неуместен. Их продолжают смотреть в надежде найти ответ, как жить дальше. Кинематографисты время от времени пытаются взять зрителя за грудки — например, как это было в «Единице Монтевидео». Готовы ли мы наблюдать за наркотической ломкой дочери и трагическим исходом отца, пока не знаем, что принесет день грядущий?
«Мамонты» по сути своей ископаемое — сюжет, за которым наблюдаешь с умилением, потому что в нем есть хотя бы попытки поднять настроение. Зрительская победа на «Пилоте» неудивительна, ведь задачи выявить уникальность у публики не стоит. «Мамонты» заставляют нас смеяться, огорчаться и надеяться, что дальше будет лучше, а значит, выполняют заложенные в проект функции. Несложно проникнуться историей обманутого пенсионера, точно как и матери-одиночки или дочери-бунтарки.
Выбор зрителей обусловлен героями, точнее, их реалистичностью. В эпоху глянцевых сериалов, чьи основные темы — секс и убийства, обаятельный герой Стоянова внезапно дарит потерянное ощущение комфорта. Бессмысленно уличать кинематографистов в использовании одной и той же темы семейного единения на протяжении последнего десятилетия: сериалы гораздо быстрее (и острее) реагируют на настроения зрителей, отвечая на немые запросы аудитории и становясь безопасной реальностью.
Проекты о семейном единении поддерживают добрый климат на малых экранах — зритель постепенно свыкся с бесконечными перестрелками, слезами и изменами в кадре. А пока Юрий Николаевич будет цитировать советские фильмы, мы можем рассчитывать на оплот спокойствия.