Год к своему календарному концу еще не подошел, но определенные итоги подводить можно уже сейчас. Мы пока отложим определение лучших фильмов и актеров, но отметим ряд важных событий, произошедших в уходящем году
Прежде чем говорить о влиянии Disney на индустрию, давайте посмотрим, с чем студия подходит к закрытию года. На сегодня в России проекты «мышиного домика» занимают три верхние строчки в списке самых кассовых картин 2017-го, на олимпе расположились «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки», «Последний богатырь» и «Стражи галактики. Часть 2». В Штатах первую строчку топа занимает «Красавица и чудовище», а в десятку входят уже упомянутые «Стражи» и третий сольный фильм о Торе. Мировой парад возглавляет уже упомянутая сказка «Красавица и чудовище», а компанию в десятке ей составляют «Тор», «Стражи» и «Пираты». В неформальной гонке студий-мейджоров на территории США Disney с 1,8 млрд. долларов лишь чуть-чуть уступает WB, которой уже удалось перемахнуть через планку в два миллиарда долларов сборов. Разумеется, цифры не окончательные, смена лидеров может случиться уже на следующей неделе, когда 200 миллионов соберет восьмая картина франшизы «Звездные войны».
Казалось бы, обычная для Голливуда гонка – кому-то год удается больше, кто-то постепенно сдает позиции, но ситуация с Disney в этом году на самом деле уникальная, студия продемонстрировала такую мощь, какая конкурентам и не снилась. Только вообразите, свои 2 миллиарда сборов в одних только в США компания получит, выпустив всего семь фильмов! Фантастический КПД, а с учетом мирового проката просто невероятный. «Красавица и чудовище», «Стражи 2», «Пираты 5», «Тачки 3», «Тор 3», «Тайна Коко» и «Последние джедаи» оказались сильнее всех остальных релизов. Такого не случалось никогда, студиям обычно требовалось наличие хотя бы 15-18 релизов, чтобы добраться до заветных цифр, а Disney отняла 20% американского рынка всего семью кинжальными ударами. В остальном мире соотношение складывается примерно такое же – «Звездные войны» готовы перехватить венок победителя. Выглядит это красиво, но чем подобный рекорд может обернуться?
Самое время включить «режим пессимиста» – есть серьезные предпосылки, что катком прокатившийся по кинотеатрам гигант нас всех еще заставить грустить по временам безмятежного равноправия пяти-шести крупных студий. Disney превращается если не в монополиста, то в игрока, диктующего правила наиболее энергично и действенно, и это еще до того, как завершилась давно анонсированная сделка с Fox – студия уже заявила о претензиях на собственный видеосервис, следом раздула конфликт с журналистами, а в финале вышла с предложением, от которого нельзя отказаться (России это, впрочем, пока, кажется, не коснулось), о повышенных выплатах кинотеатров после демонстрации на своих экранах новых «Звездных войн».
Последнее выглядит особенно зловеще. По устоявшемуся положению вещей в настоящий момент кинотеатры делятся с прокатчиком полученными за показ деньгами в соотношении 50 на 50. Эти проценты, разумеется, варьируются в зависимости от релиза (за прокат независимых картин владельцам прав приходится идти на уступки, а мейджоры с суперхитами уровня «Форсажей» могут продавить и увеличенный «оброк»), но редко выходят за рамки 3-5%. За показ же «Последних джедаев» Disney требует от американских показчиков 65% сборов – аппетит, удовлетворять который придется рядовому зрителю. И ведь кинотеатрам придется прогнуться, студия в 2017 году доказала, что является основой для привлечения публики. Вспомните, зимой едва ли не до марта зрители шли на «Изгой Один», потом пришло время «Красавицы и чудовища», в мае ударил дуплет «Стражей» и «Пиратов», а лето открыли «Тачки». Затем с июня по ноябрь Disney не выпустила ни одного релиза, что заставило кинотеатры рапортовать о катастрофическом снижении прибылей, и, наконец, триумфально вернулась с «Тором», «Коко», а в случае с Россией еще и с «Последним богатырем», самым кассовым отечественным фильмом в истории.
Ужас кинотеатров оборачивается сплошными плюсами для студии – минимизировав расходы на производство, Disney готовит небольшое количество настоящих хитов, которые гарантированно привлекут в кинозалы публику. Причем ставка делается не столько на американского зрителя, сколько на прокат глобальный, а потому в ход идут только проверенные, «убийственные» проекты. Disney не стесняется сиквелов и франшиз, а те «оригинальные» их проекты, что выходили в 2017-м, на самом деле свежестью не блещут – «Красавица и чудовище» де-факто продолжает линейку «Алисы», «Золушки» и «Малефисенты», а «Тайна Коко» работает под брендом диснеевской анимации, что обязательно вызывает интерес детей и взрослых.
Однако уменьшение числа выходящих в прокат проектов не слишком уменьшает растрачиваемые бюджеты, поскольку Disney – это еще и всегда обильная реклама и обширный маркетинг. Все это приводит к печальным последствиям, скорее всего, студия воздержится в ближайшем будущем от новых оригинальных крупнобюджетных картин (для «Излома времени» сделают исключение), дабы не повторять провалов «Земли будущего», «Джона Картера» и «Одинокого рейнджера», а от независимых или скромных по своему потенциалу лент компания может отказаться насовсем. Но что еще страшнее, по этому же пути могут пойти другие мейджоры, всем хочется иметь обойму расширенных киновселенных, каждый фильм которых собирает миллиарды, а на остальное «забить».
Зритель при таком развитии событий окажется в проигравших – кинотеатры будут наполнены бесконечными «миньонами», «лигами справедливости», «форсажами», «годзиллами», а кино попроще и пооригинальнее переберется на Netflix и ему подобные платформы. С одной стороны, хорошо – все под рукой и в любое удобное время, с другой – это неминуемый конец «магии кино». Приложите сюда повышенную «таксу» на сборы, и на горизонте начинает маячить грустный финал кинотеатральной индустрии как таковой, с репертуаром в десяток картин в месяц мультиплексы теряют свой смысл. Не самая радужная перспектива, верно?
Впрочем, вполне возможно, мы слишком сильно сгущаем краски и кино переживает исключительный год, год невероятного триумфа, повторения которого в будущем не произойдет. Тогда двери продюсеров останутся открыты не только для авторов «Чудо-женщины 6» или «Звездных войн 11», но и для проектов уровня «Дюнкерка» или «Оно», смелых, по-хорошему авторских, но и доступных самому широкому зрителю. Тогда Disney не будет стремиться утащить на свою территорию массу любопытных фильмов и сериалов, которые формально имеют «мышиные корни», – странно будет наблюдать «смягчение» «Дэдпула» или переезд на телеканал «Дисней» сериала «Легион». Тогда, возможно, в неизбежной борьбе за зрителя студии продолжат радовать смелыми экспериментами в выборе постановщиков для своих хитов и тем для новинок.
Пока же итоги года, при всей красоте цифр, настораживают и открывают Темную сторону Силы Disney. Мы продолжим любить «Звездные войны», мы с нетерпением будем ожидать новых «Мстителей», мы замираем в предвкушении «Суперсемейки», но допустить удара по всему остальному, что не входит в «хитовые планы» студии, никак нельзя. Иначе первый богатырь останется последним на выжженной поляне битвы между бизнесом и искусством.