Эксцентричная трагикомедия об индийце в Европе, которая занятно начинается и приторно и слабо заканчивается
Индиец Аджа (Дхануш) еще в детстве понял, что ему нравится мебель из каталогов IKEA и что ему не нравится быть нищим. Поэтому Аджа стал уличным факиром и карманником. Годами он показывал фокусы и воровал, пока наконец не заработал на поездку в Париж, где есть IKEA и где некогда жил его французский отец, которого Аджа никогда не видел. Прилетев во Францию, факир первым делом нашел магазин шведской мебели. Там он познакомился с американкой Мари (Эрин Мориарти) и условился с ней о романтическом свидании. Но обстоятельства сложились так, что следующее утро Аджа встретил в Англии, где его приняли за нелегального иммигранта и по случаю выслали в Испанию. И это было лишь начало мытарств факира.
Как много работают французские пограничники? Судя по тому, что Ромен Пуэртолас успел за месяц прямо на рабочем месте сочинить целый роман, пограничники во Франции не перетруждаются. Эксцентричная и трагикомичная книга под названием «Невероятные приключения факира, запертого в шкафу ИКЕА» вышла в 2013 году. Она стала международным бестселлером, что позволило писателю-дебютанту уйти с работы и посвятить себя сочинительству.
Международному бестселлеру – международная экранизация. Над киноверсией «Приключений» работали канадцы, французы и индийцы, а главную роль получил Дхануш – один из обаятельнейших кумиров Толливуда (индийского кино на тамильском языке). Отличить толливудцев от болливудцев нетрудно. Они живут на юге Индии, и их кожа, как правило, темнее, чем у коллег из Мумбая.
У романа Пуэртоласа два лица. С одной стороны, это авантюрная история о циничном мошеннике, которого носит из одной европейской страны в другую, но все никак не заносит в Париж, куда он стремится вернуться. С другой стороны, это прочувствованная «социальная реклама» о трагедии беженцев из африканских стран вроде Сомали. Герой оказывается в их сообществе, хотя формально к нему не принадлежит, и он так проникается их горем, что становится лучшим человеком и избавляется от эгоизма, воспитанного в нем криминальной жизнью.
Поскольку исходная книга не отличается политкорректностью, в экранизации это решили подправить. И подправили настолько, что «Приключения» лишились духовного пути главного героя. Да, Аджа начинает свои похождения как «криминальный элемент», но его жульничество столь мелкое, а его поведение в остальном столь достойное, что увидеть в парне антигероя невозможно. Он уже вполне приличный человек, когда прилетает в Париж и знакомится с Мари – но это значит, что он не переживает никакого перерождения, когда в кульминации ленты поступает почти как святой. Также из картины вычеркнули сюжетную линию, в которой цыганский таксист, обманутый индийцем в Париже, преследует Аджу и становится его заклятым врагом.
В результате путешествие Аджи в фильме превратилось в разрозненную череду разножанровых событий, не связанных идейным направлением. Герой заигрывает с Мари, шалеет от пограничной бюрократии, проникается сочувствием к африканским мигрантам, тусуется в Риме со знаменитой актрисой… Драматизм событий то появляется, то надолго исчезает, поступки героя не всегда поддаются объяснению, а пару раз картина внезапно вспоминает, что если в кадре индиец, то должны быть песни и танцы.
В результате лента делится на две части. Ее начальные эпизоды – жизнь Аджи в Мумбае, заигрывание с Мари, объяснения с пограничниками – вполне достойны и заслуживают похода в кинотеатр. Но дальше кино буксует и постепенно разваливается, потому что позднейшие сцены менее изобретательны, смешны и занятны, чем сцены в начале ленты, а связующая ткань фильма очень слабая.
Своего пика «Приключения» достигают в первой музыкальной сцене. Чем скорее вы после нее уйдете из кинотеатра, тем меньше вы разочаруетесь в картине. Причем разочарованы вы будете не только из-за того, как фильм устроен, но и из-за того, насколько он наивен в изображении беженцев. Конечно, «Приключения» в принципе не претендуют на реализм, но даже по сказочным меркам беженцы показаны неправдоподобно.
Также лента раздражает навязчивой рекламой Парижа и Рима как туристических городов и таким преданным признанием в любви к IKEA, что трудно поверить, что эта любовь бескорыстна. Однако в романе Пуэртоласа особо отмечено, что шведская компания к книге отношения не имеет. Просто это эффектный символ западного потребления по контрасту с африканской нищетой.
С 14 июня в кино.