На экраны выходит "Сафо" -- эротическая мелодрама о женской любви, нарочито скандальный продукт украинского культурного экспорта с американским режиссером и американскими же актерами в главных ролях.
Двадцатые годы. Сафо, дочь биржевого миллионера (Авалон Барри), поселяется с мужем-художником (Тодд Солей) на острове Лесбос – папа проинвестировался в будущего наследника и подарил паре громадный дом. Девушка, впрочем, наследника не хочет, а мечтает стать мальчиком. Она знакомится с рыжей Хеленой – дочерью русского археолога-эмигранта, та рассказывает ей историю острова, читает стихи поэтессы Сафо и показывает скульптуры приапов – оказывается, древние греки знали и любили секс, о чем школьные учителя забыли рассказать миллионерше на уроке. Потом рыженькая соблазняет Сафо, потом – ее мужа, Сафо изнывает от ревности, сама не понимая, кого ревнует больше. Это, конечно, повод сойти с ума и умереть.
У этого фильма, снятого американцем Робертом Кромби с молодыми американскими актерами и питерской детской телеведущей Людмилой Ширяевой в главных ролях, богатая и странная история. На Украине у него были громадные, по местным меркам, сборы, "Сафо" вызвала скандал и протесты местных религиозных и реакционных кругов. Фильм, якобы, пытались запретить, и только вмешательство Богдана Ступки, играющего отца Хелены, помогло картину спасти. Ступка, кстати, бывший министр культуры Украины.
Есть два способа смотреть этот фильм: с вопросами или без. Если вопросов не задавать, то это абсолютно идеальное кино: голые девушки (так много в мейнстримовом кино нам давно не показывали), белые скалы, поросшие можжевельником, синее море, белый песок, античные древности (в роли Лесбоса – Крым, как всегда), симпатичная импрессионистская мазня художника – мужа красотки-миллионерши. Девушки говорят милые глупости, как им и положено. Конечно, соотношение голых тел и разговоров могло быть и повыгоднее для зрителя, но и так, в общем, неплохо.
Если же задуматься, то тема голых девушек на греческом острове, психологических игр и любовных многоугольников, мягко говоря, не молода и тщательно исследована, от греческих мифов до "Волхва" и "Греческой смоковницы". Режиссер Роберт Кромби все решает так, словно он первооткрыватель жанра. Девушки спорят о женской свободе, религиозном подавлении, праве на брюки и короткую стрижку, преимуществе язычества над православным христианством, преимуществах куннилингуса перед анальным сексом, и такое ощущение, что во вселенной никого, кроме этих девушек и их мужа, не существует, и они только что изобрели разврат и свободную мысль. Распространено, кстати, заблуждение о взаимосвязи этих двух явлений, на самом-то деле разврат появился на несколько тысяч лет раньше.
Отчасти все это оправдано – герои очень молоды, время на экране еще довольно консервативное, всеобщая сексуальная революция настанет лет через сорок, и до всего приходится доходить своим умом. Но смотреть на это очень странно. Идут красивые взрослые люди и с абсолютно серьезным видом говорят какую-то дичь, за которую в наше время дразнят даже школьников, начитавшихся Фаулза. Хочется попросить девушек поскорей раздеться и прыгнуть в море ласточкой со скалы или, допустим, сексом на пляже заняться.
Хорошо, что уж эти-то желания они выполняют исправно.