Сегодня одной из самых выдающихся актрис поколения исполняется 69 лет. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий французская дива Изабель Юппер продолжает шокировать зрителей: ее перевоплощения восхищают, удивляют и порой по-настоящему пугают. Используя природную притягательность, Юппер не стремится сделать своих героинь чересчур очаровательными, а, напротив, придает им должную долю хладнокровия и недосягаемости. Прошерстив фильмографию Изабель, мы выбрали наиболее блестящие перформансы, которые как нельзя лучше демонстрируют талант актрисы.
Первая из семи совместных работ с Клодом Шабролем принесла Юппер приз за лучшую женскую роль в Каннах. Ей было 25, когда она сыграла печально известную Виолетту Нозьер, которая втайне занималась проституцией и в 1930-х годах убила собственного отца. Некоторые считали ее героиней, кто-то приходил в ужас, а сюрреалисты между тем даже посвятили Виолетте книгу. Шаброль использует мастерство Изабель, чтобы балансировать между девичьей хрупкостью и убийственной жестокостью. В каком-то смысле режиссер пытается развенчать миф об антибуржуазной иконе, а молодой актрисе как нельзя лучше удается уловить двойственность скандальной фигуры и заставить зрителей испытывать смешанные чувства во время просмотра.
Источая свободный дух и олицетворяя бунт против классового неравенства, Юппер заслужила свой первый «Сезар» за роль работницы почты, которая настраивает горничную против буржуазных работодателей. Дружба двух не похожих друг на друга девушек создает необходимую фильму динамику. Тандем яростной Жанны (Юппер) и тихой Софи (Сандрин Боннер) рождает своего рода портрет недовольного обслуживающего персонала, чья агрессия может выйти из-под контроля. Шаброль назвал свою работу «последним марксистским фильмом», а его муза Изабель Юппер показала одно из самых запоминающихся перевоплощений в карьере.
Второе сотрудничество Изабель с Михаэлем Ханеке породило кино, ярко выделяющееся в копилке работ актрисы. Роль преподавательницы фортепиано действительно выходит за рамки всего, что Юппер делала раньше. Впрочем, чего-то другого от австрийского режиссёра ждать и не приходится — едва ли он мог предложить посредственную или лишенную неоднозначности роль. «Пианистка» в какой-то степени представляет вершину творчества кинематографиста, а французская звезда органично вписывается в столь противоречивую ленту. Глубоко тревожный образ Эрики, чей чопорный внешний вид умело маскирует садомазохистские желания, поражает и устрашает зрителя. И все это результат совместной работы двух гениальных представителей профессии — Ханеке и Юппер.
У многих может создаться впечатление, что Юппер не снимается в комедиях. Да, действительно, актрисе не так часто предлагают жанровые проекты. Однако благодаря музыкальному детективу Франсуа Озона Изабель смогла продемонстрировать всему миру свои вокальные и танцевальные навыки. 8 женщин оказываются под одной крышей в канун Рождества. Хозяин дома мертв, и теперь любая из них — потенциальная убийца. В красочной постановке Юппер становится частью потрясающего ансамбля, где песня за песней каждая героиня раскрывает собственную тайну.
Фильм Нила Джордана сосредоточен на взаимодействии двух героинь: молодой девушки Фрэнсис (Хлоя Грейс Морец), переживающей смерть матери, и одинокой женщины Греты (Изабель Юппер), которая ее преследует. Французская актриса перевоплощается в безумную сталкершу, способную в одно мгновенье вызвать сочувствие, а в другое — заставить испытать неподдельную дрожь. Ощущение тревоги и страха, которыми наполнена материя картины, результат не столько мастерски прописанного сценария, сколько способности Юппер быть жуткой и обаятельной одновременно.
Где еще можно увидеть Изабель Юппер в роли бывшей монахини, которая пишет эротические рассказы и является самопровозглашенной девственницей-нимфоманкой? Этот бриллиант припрятан в картине Хэла Хартли — культовой фигуры американской независимой сцены. Героиня Изабель берет под свое крыло мужчину по имени Томас — несчастный очнулся в крови и страдает от амнезии. Хартли и Юппер совместными усилиями превращают этот комедийный триллер в нечто незабываемое. Персонаж цепляет, обескураживает и влюбляет в себя. Подобный мало на что похожий фильм под стать актрисе, чья исключительность и шарм органично сплетаются с полотном повествования.
Кульминацией таланта Юппер стала картина Пола Верховена. Состоятельная француженка Мишель становится жертвой изнасилования. Вместо того чтобы обратиться в полицию, женщина пытается самостоятельно отыскать виновника. Каждый мужчина из окружения героини оказывается под подозрением, и, кажется, она готова пойти на все, чтобы отомстить незнакомцу. Картина переворачивает с ног на голову всевозможные клише, предлагая вместо этого смесь остроумия и эротики. Возможно, только такая режиссерская рука, как у Верховена, могла воплотить в жизнь историю Мишель, а Юппер оказалась тем самым необходимым элементом, заставляющим пульсировать кровеносные сосуды фильма в полную силу.