Ну, это эпос. Уже на титрах видны космогонические амбиции "Возвращения Супермена" Superman Returns/ (2006), затем два с половиной часа на "экшне" видно 260 млн. бюджета и на каждом объекте - бесценное чувство стиля Брайана Сингера. Так что, пожалуй, стиль, амбиции и деньги в конечном счете затерли тот неподъемный факт, что очередной римейк снимался шесть лет, сменил трех режиссеров и по дюжине кандидатов на главные роли. Вопрос "к чему это все" остается в некоторых местах, но "Возвращение Супермена" не развалилось, не надоело и даже не раздражает вульгарностью жанра.
Ну, это эпос. Уже на титрах видны космогонические амбиции "Возвращения Супермена" /Superman Returns/ (2006), затем два с половиной часа на "экшне" видно 260 млн. бюджета и на каждом объекте – бесценное чувство стиля Брайана Сингера. Так что, пожалуй, стиль, амбиции и деньги в конечном счете затерли тот неподъемный факт, что очередной римейк снимался шесть лет, сменил трех режиссеров и по дюжине кандидатов на главные роли. Вопрос "к чему это все" остается в некоторых местах, но "Возвращение Супермена" не развалилось, не надоело и даже не раздражает вульгарностью жанра.
Раздражает, как ни странно, только одно – классический суперменский костюмчик по комикс-моде 30-х годов. Ясно, что без него никак, но в костюмчике скрыты все вопросы к комиксу (к вневременному "Бэтмену: начало" /Batman Begins/ (2005) их было всего ничего). Начало, машинками и обстановкой стилизованное под 30-е, стремится побыстрее переехать в "современность", но внутри комикса это ничем не обосновано, и Сингер это знает, раз переезжает столь плавненько, втихую. А в "современности" парень в трико и накидке только портит легкомыслием своих ретро-супер-способностей заявленную космогонию. Чего он там ретро-порхает под куполом цирка, вместо того чтобы употребить нуль-транспортировку? Смешно же. То есть, если бы Супермена придумывали сегодня, он был бы другим со всеми потрохами – с планетой Криптон (где пропадал столько же, сколько кино снималось), с мотивацией своей двуличности (когда телевидение еще не началось, пределом мечтаний был газетный репортер). Ведь сюжет-то придумывали сегодня, и, будучи изображенным вроде Терминатора, без колготок, Супермен лишь усилил бы мотивацию происходящего, к комиксу даже можно было бы серьезно отнестись. И видно, что Сингер старался со "вселенским" "природным" сюжетом, старался со сведением реального и комиксового времени. Но стойкие традиции 30-х заковывают его в свод нелепых, устаревших условностей, королевство Сингеру маловато, разгуляться особенно негде. "Возвращение Супермена" смотрится совершенно без эмоций.
Впрочем, высказанная претензия ни в коей мере не относится к артисту Брэндону Руту. Он – один из тех трех китов, на которых Сингер поставил свой проект, и не зря его так долго подбирали. Сходство Рута с покойным Кристофером Ривом – почти мистическое, только глаза немножко разные. Весь фильм дополнительно следишь за сходством, видя наглядный пример всемогущества кинематографа, включающего смерть. За удачу лица, возраста и роста прощаешь то, что актер Рут – довольно средний. Тем более, рядом с ним донельзя артистичен Кевин Спэйси в роли Лекса Лютера, второй "кит" проекта. Даже какие-то супер-злодейские планы он строит, как живой, с юмором и спокойно, с нормальными человеческими реакциями в купальном халате после ванной. Наш человек, почти Краско. Пожалуй, Спэйси переиграл Джина Хэкмана из фильма Доннера и во многом сработал на "современный" вид комикса. Третьим "китом" при этом стало именно чередование "линии" Лекса и "линии" Супермена, каждая из которых имеет свое сюжетное развитие, стилистическое решение и набор аттракционов. Именно за счет чередования экшн не тупо копится, как в "Миссия: Невыполнима 3" /Mission: Impossible III/ (2006), а сцепляется друг с другом и не дает скучать.
Всю предысторию с Криптоном Сингер счастливо дал одним титром и легко от нее отделался. Правда, потом не лишил себя удовольствия удариться в воспоминания, как мальчик Кларк Кент (Кал-Эл) превратился в Супермена, но ненадолго и с аттракционом первого порхания во ржи. Затем фильм построен четко "пообъектно". Супермен вернулся на Землю, Лекс Лютер вышел из тюрьмы и, пока их пути не пересекутся, нас подводят к центру сюжета чередой хороших и разных свидетельств могущества кино:
Ну, это далеко не полный список эффектов, но было бы как-то глупо описывать огромный финальный "объект" со всеми прибамбасами, достойными упоминания. Но апофеоз – почти оперный по охвату стихий (музыка, кстати, тоже все кино симфоническая). Он есть, концы сошлись от Атлантиды до Криптона сквозь Метрополис, и, значит, фильм сложился. Отметить хочется, что внутри каждой из сцен еще масса мелких аттракциончиков, очень складно пригнанных друг к другу, поэтому то, что выше пересказано, не является спойлером. Просто надо учитывать, что все модные ныне воздушные, водные, тектонические катаклизмы Сингер снимал не самодостаточно, как в каких-нибудь "стелсах" или "посейдонах", но в едином строю с присутствующими здесь дамами. С твердым знанием, вероятно, из английского костюмного кино, какие модные туфли нужно сбросить Кейт Босуорт, чтобы встать на ступни Супермена, перед тем как он примется левитировать. Разумеется, с сантиментами между Лоис и Суперменом Сингер переборщил, но что ж – это тоже тяжелое наследие 30-х. А решение ситуации в общем здравое, и, главное, он нисколько не переборщил с компьютерными эффектами при их безумном обилии. Можно даже простить недоговоренность, зачем Лютеру уничтожать Америку. Можно додумать, "кто бы тогда стал покупать участки Атлантиды, если бы было полно прерий".
Недостаток юмора, разумеется, никаким космосом не оправдан, отчего сиквел "Пиратов…" и опередил римейк "Супермена" на пару пунктов в американских чартах при несколько меньшем бюджете. Но любопытно, что ни "Люди Икс: Последняя битва" /X-Men: The Last Stand/ (2006), ни "Возвращение Супермена" не потеряли от перемены мест Брайана Сингера и Бретта Рэтнера. Ремесло в Голливуде – вот космические высоты.