Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Плоть от плоти — как снимают дети Дэвида Кроненберга

Носить фамилию Кроненберг, но не отзываться на имя Дэвид — не лучшее, что может произойти с режиссёром. Брэндон и Кейтлин Кроненберги регулярно попадают в ловушку — их фильмы сравнивают с работами отца даже в случаях, когда между ними нет ничего общего. А некоторые из их работ и вовсе называют боди-хоррорами, когда они совсем не боди и ни разу не хорроры. И всё же есть ли у них хоть что-то общее, помимо фамилии?

Добавить в закладки
Плоть от плоти — как снимают дети Дэвида Кроненберга

Брэндон Кроненберг — многообещающий (до сих пор) наследник

Брэндон Кроненберг дебютировал в 2012 году с «Антивирусом» — боди-хоррором о людях, которые хотят болеть теми же болезнями, что и их кумиры. Начинается фильм с пересадки безобидного герпеса, а заканчивается искусственно выведенными патогенами.

Калеб Лэндри Джонс в роли Сид Марча на кадре из фильма «Антивирусный»

Калеб Лэндри Джонс в роли Сид Марча на кадре из фильма «Антивирусный»

И тематически, и образно «Антивирус» перекликается с классическими работами Кроненберга-старшего — присутствует и страх перед корпорациями из «Видеодрома», и одержимость из «Автокатастрофы», и безумные учёные, которые не потерялись бы в «Судорогах» или «Мухе». Ну а когда в центре сюжета оказывается мутантская вагина, то Джереми Айронс улыбается дважды. 

Тело в «Антивирусе» — переносчик болезней и физический объект, который можно изменить в угоду моде. Бактерии вируса трактуются как связующие звенья между людьми. Можно легко представить, как Дэвид Кроненберг снимает фильм по этому сценарию.

В своём следующем фильме, «В чужой шкуре», Брэндон Кроненберг развивает идею отца из фильма «Экзистенция». Правда, место виртуального мира занимает реальность — просто чужая. Главная героиня проникает в сознание другого человека, чтобы совершить убийство от его имени. Помогают ей технологии и Дженнифер Джейсон Ли.

Андреа Райсборо в роли Таси Вос на кадре из фильма «В чужой шкуре»

Андреа Райсборо в роли Таси Вос на кадре из фильма «В чужой шкуре»

В этом фильме Брэндон Кроненберг трактует тело как механизм, которым кто-то должен управлять — либо тот, кто родился в этом теле, либо кто-то сторонний. Это сосуд, не более, сознание главной героини оказывается намного важнее. Следовательно, и сама телесность не играет большой роли — Брэндон Кроненберг отходит от дотошности боди-хоррора и делает шаг к психологическому триллеру.

«Бескрайний бассейн» отходит от идей Дэвида Кроненберга ещё дальше. Молодая пара приезжает на курорт в страну третьего мира, где совершает преступление, за которое положена смертная казнь. Правда, умирает тело двойника, так что туристы могут продолжить отдых с пониманием, что их никто по-настоящему не накажет.

Миа Гот в роли Габи Бауэр на кадре из фильма «Бескрайний бассейн»

Миа Гот в роли Габи Бауэр на кадре из фильма «Бескрайний бассейн»

«Бескрайний бассейн» можно назвать анти-боди-хоррором. Сам сюжет диктует, что тело не имеет значения — с ним не происходит ничего важного. Психологическое насилие оказывает на главного героя куда большее воздействие, чем опыт наблюдения за смертью своего тела. «Бескрайний бассейн» имеет больше общего с фильмами Ари Астера, чем с работами Дэвида Кроненберга. Если на него навешивать ярлык, то это постхоррор.

Кажется, что к третьему фильму Брэндон Кроненберг максимально отошёл от наследия отца. Если дебют был настоящим боди-хоррором, то третий фильм отказывается от тела как интересного объекта для изучения и концентрируется на других вещах.

Кейтлин Кроненберг против отца

Но если Брэндон Кроненберг сделал первый шаг по дорожке, проторенной отцом, а затем свернул, то Кейтлин Кроненберг дебютом заявила о самостоятельности. Её первый фильм, «Гуманный», вышел весной 2024 года. И если бы не фамилия режиссёрки, то этот триллер никто не стал бы сравнивать с работами отца — а «Гуманный» умудрялись даже называть хоррором.

Эмили Хэмпшир в роли Рейчел Йорк на кадре из фильма «Гуманный»

Эмили Хэмпшир в роли Рейчел Йорк на кадре из фильма «Гуманный»

По сюжету в ближайшем будущем климатические катаклизмы приводят к необходимости сокращать население — государства готовы платить тем, кто отправится в утиль добровольно. Знаменитый журналист, отец семейства, собирает детей и заявляет, что он и его возлюбленная станут добровольцами. Неожиданно возлюбленная сбегает, и служба, забирающая людей на смерть, требует второе тело. Дети вынуждены разбираться, кто из них умрёт во благо борьбы с перенаселением.

Замкнутое пространство и нежелание умирать вынуждают героев заходить на территорию триллера с драками в ограниченном пространстве и ограниченным временем. Простота сюжета позволяет режиссёрке спокойно отвешивать социальные комментарии. Затрагивается с десяток тем: глобальное потепление, капитализм, социальное неравенство, государственный контроль популяции, фашизм, биополитика и так далее. На человеке как таковом она ни разу не останавливается, каждый персонаж — это социальный статус, а не личность.

Джей Барушель в роли Джареда Йорка на кадре из фильма «Гуманный»

Джей Барушель в роли Джареда Йорка на кадре из фильма «Гуманный»

Интересно, что Кейтлин даже изображает насилие не так, как это делают её родственники. Дэвид Кроненберг, как и его сын в своём дебюте, придумывает подробную рану и смакует физическое увечье — от процесса нанесения до результата. Кейтлин Кроненберг предпочитает без подробностей показывать удар или выстрел и окровавленную рубашку в качестве результата.

В рецензиях можно найти разные трактовки «Гуманного», вплоть до «метафора на карантин во время ковида». Представить коронавирус в фильме Дэвида Кроненберга невозможно — для него это слишком скучно, пришлось бы придумывать пятнадцать новых симптомов, чтобы бабушки, увидевшие фильм, вообще перестали выходить из дома из-за страха.

Социальное против индивидуального

Если сопоставлять фильмы детей Кроненберга с фильмографией отца, то прослеживается несколько ключевых отличий. Главное — ориентация на социальную критику. У Дэвида не так много фильмов, которые являются социальным высказыванием, — их можно так трактовать, но не обязательно.

Кроненберги-младшие регулярно затрагивают тему социального неравенства. «Бескрайний бассейн» показывает представителей первого мира, которые едут на курорт в страну третьего мира и считают, что если они платят деньги, то имеют право на всё. Здесь больше от «Белого лотоса», чем от фильмографии Кроненберга-старшего. «Гуманный» и вовсе имеет много общего с «Треугольником печали» Рубена Эстлунда, поскольку самоуничтожение привилегированных людей предстаёт как главный комедийный твист.

При этом классические фильмы Кроненберга вообще игнорируют неравенство. Его стандартный герой — представитель высшего среднего класса. Элитные врачи, телепродюсеры, психологи, учёные — люди, которые не нуждаются в деньгах и даже не думают, какое место занимают в социальной иерархии. По мере развития сюжета эти герои проявляют себя как нетипичные представители общества, поэтому они не могут воплощать в себе целую группу людей.

Миа Гот в роли Габи Бауэр на кадре из фильма «Бескрайний бассейн»

Миа Гот в роли Габи Бауэр на кадре из фильма «Бескрайний бассейн»

В фильмах Брэндона и Кейтлин очень много сатиры, не свойственной отцу (Брэндон и вовсе называл свой дебют карикатурой на культ знаменитостей). Если почитать интервью Брэндона и Кейтлин, то становится ясно, что именно социальные подтексты их работ порождают наибольшее число вопросов интервьюеров, так что в некотором смысле ставка оправдывается. 

Ориентированность на социальность в фильмах Брэндона и Кейтлин проявляется и в мелочах. Например, главный учёный в «Гуманном» — антрополог, а не биолог или химик. В трёх из четырёх фильмов, снятыми детьми Кроненберга, общий контекст объясняется через выпуски новостей. Возможно, это случайное совпадение, но можно видеть в этом и навязчивое желание как можно сильнее вплести сюжет фильма в социальную ткань. Дэвид Кроненберг к такому приему прибегает очень редко — чаще события его фильмов оказываются камерными и проникают во внешний мир только после развязки. Как бы ни вёл себя герой «Мухи», он не попадает в новости даже несмотря на то, что его окружают журналисты.

Миа Гот в роли Габи Бауэр на кадре из фильма «Бескрайний бассейн»

Миа Гот в роли Габи Бауэр на кадре из фильма «Бескрайний бассейн»

Можно предположить, что хорроры и триллеры становятся более социальными — это цена за отказ от шокирования и испуга как главной цели. Слоубёрнеры в лучшем случае создают дискомфорт, но вряд ли сильно ускоряют сердцебиение. То есть дети Кроненберга идут по тому же пути, что и Джордан Пил, внедряя социальные проблемы в ткань хоррора. В таком случае очевидно, что они вынуждены отходить от наследия отца (боди-хоррора) подальше. Жюлия Дюкурно показывает, что боди-хоррор требует индивидуальности главных героев — персонажи картин «Сырое» и «Титан» игнорируют общество и сосредотачиваются на себе. И их тела достаточно, чтобы увлечь зрителя.

Возвращение боди-хорроров в моду парадоксальным образом затрагивает детей Кроненберга, которые не снимают боди-хорроры. И Брэндон, и Кейтлин находятся в положении, когда весь мир донашивает за их отцом, а им, детям, как будто нельзя так делать — их в числе первых обвинят во вторичности. Возможно, в будущем они смогут отбиться от ассоциаций, вызываемых фамилией, но для сепарации нужен настоящий прорыв — «Гуманный» и «Бескрайний бассейн» вряд ли в этом помогут.

Текст: Дмитрий Камышенко
3 комментария
А
В своё время наличием философских и социальных комментариев приятно удивил "Бескрайний бассейн". Кто не смотрел может включать не задумываясь, если понравился хоть один фильм Брэндона.
Хороший обзор, есть за что зацепиться.
Смотрел из этого только "В чужой шкуре", причем начал смотреть, даже не зная фамилию режиссёра. Не могу сказать, что в процессе просмотра сильно напоминало Кроненберга. Хотя есть большие сходства: низкобюджетный, но при этом сделанный с большим внимание к деталям фильм.
Темп повествования и сюжет меня продержали в напряжении от начала до конца.... В целом, рекомендую, если вы любите фильмы, которые аппелируют скорее к глубинным эмоциям, чем к рациональному

"Антивирус", помню, зацепил. Тогда еще для себя отметил Калеба Джонса. Да и , в целом, фильм - пророческий.
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?