С социальной фантастикой не дотянули, а молодежная история не слишком увлекает – вместо танцев получилось робкое топтание на месте
2070 год. Опустошительная ядерная война почти уничтожила человечество, жалкие остатки людей выживают на руинах мегаполисов, вернувшись к феодально-бандитскому строю. Немногочисленные жители разрушенной Москвы кроме других бед страдают еще и от выбросов из-под земли смертельно опасных тета-частиц – чтобы уменьшить частоту катастрофических извержений, землю буквально приходится задабривать энергией, которую отдает человеческое тело после своей смерти. Для усиления эффекта и развлечения населения власти города время от времени устраивают красочный турнир, на котором добровольцы и приговоренные должны сразиться в танцевальном поединке, поражение в котором означает смерть, а победа дает путевку в высшее общество, прочь от голода, бедности и болезней. Молодой хулиган и повеса Константин, скрываясь от бандитов, становится участником турнира, но, чтобы выжить, ему нужно будет победить в танце соперницу Аню, девушку, которую он неожиданно полюбил. Или же у влюбленных есть другой путь – разрушить давние традиции и изменить мир…
Любители фантастики, особенно люди в возрасте, с серьезным багажом знаний, наверняка помнят острое чувство непохожести советских произведений о прекрасном будущем и книг западных авторов, даже разрешенных в закрытом от всего чуждого СССР. Там, где Гарри Гаррисон устраивал межзвездные побоища, Роберт Шекли проводил состязания разумов, а Айзек Азимов конструировал вселенские империи, наши фантасты задумывались о социальных проблемах, о том, каким в будущем станет общество, когда мир достигнет гармонии, и насколько близок вожделенный коммунизм в галактических масштабах. Отсюда и проблемы с экранизациями книг Ивана Ефремова, Александра Казанцева и даже Стругацких – слишком много в них философии и политологии, слишком мало бластеров и лазерных мечей. Однако социальная фантастика по-своему интересна, а для авторов она является возможностью говорить о настоящем языком метафор и гипербол. Остается лишь применить умения на практике.
«Танцы насмерть», яркий и активно рекламируемый проект от сценариста «Притяжения», «Ледокола» и «Призрака» Андрея Золотарева и режиссера «Спирали» Андрея Волгина, лишь поверхностно похож на «Голодные игры», «Дивергента» и прочие голливудские утопии и антиутопии. На деле в картине куда больше нашей родной, русской тяги к справедливости, она пронизана отсылками к российскому настоящему, наполнена болью за современное общество, апокалиптическое будущее в «Танцах» – только фон и линза, вскрывающая пороки современности. По нынешним временам такое кино можно воспринять не просто как безобидное развлечение, а принять за обличительный памфлет, вскрывающий гнилость власти и архаизацию масс.
Действительно, футуристическая Москва в фильме представлена двумя главными стратами: наверху обитают властители, ни в чем себе не отказывающие, вдоволь развлекающиеся и невозбранно использующие любые блага, а в трущобах влачит жалкое существование остальной народ, озлобленный и обреченный, не верящий ни во что, кроме последнего доступного из развлечений – просмотра регулярной танцевальной битвы, безжалостной и смертоносной. Как же это похоже на реальность, в которой часть общества прячется за высокими заборами на охраняемых территориях и передвигается по городу в бронированных лимузинах, а остальные выживают только за счет каждодневного впрыска дозы телевизионной мути с осточертевшими, но незаменимыми ток-шоу, бандитскими сериалами и прочим информационным шумом. За всем этим не видно людей, в поле зрения попадают функции, аватары, призраки, но не люди.
В «Танцах насмерть» это показано еще более выпукло – однозначных героев здесь нет, как нет и стопроцентных злодеев, у каждого свое сложившееся представление о мире, каждый выживает и заботится о близких как может. Увы, но это все, на что хватило авторов картины – на отлично прорисованный фон не удалось наложить естественный и увлекательный передний план. К сожалению, никакой критики не выдерживает идея с танцевальными поединками и извлечением из этого пользы. Создатели картины и сами поняли это довольно быстро, а потому сцены танцев фактически проходят незаметно, скрытые тенью колоритного диджея, властно размахивающего руками и утягивающего энергию жертв. Не слишком внятной вышла и история с реальным положением вещей в Москве будущего – слишком много недомолвок, тайн, проброшенных в сиквел мостиков. Зрителю просто не позволили разобраться в ситуации.
Меньше всего в хаотичности и незавершенности хотелось бы винить актеров, большая часть которых не заслуживает жесткого порицания, – на Лукерью Ильяшенко и Агнию Дитковските просто приятно смотреть, Иван Жвакин берет своей свежестью, а Денис Шведов, наоборот, опытом. Вот только играть им приходится не самые лучшие свои роли – «Танцы» часто впадают в ненужный пафос, в фильме господствует какой-то подростковый максимализм и почти детская наивность. Идеи любопытные есть, но вот реализация их явно хромает, ленте не хватает какой-то внутренней уверенности в собственных силах и недостает твердости и определенности, а это зрителю ощущать крайне важно.
Прорыва не случилось, «Танцы насмерть» гораздо ближе к «Мафии», чем к «Дивергентам» и «Бегущему в лабиринте», но выискивать ошибки создателей картины просто не хочется. Лента отчего-то захотела быть очень серьезной, но заряда в ней хватило только на экспозицию, а дальше авторов либо оставила смелость, либо покинуло вдохновение – они и от социальных стрел отказались, и в простоте не обрели силу. Несмотря на задел на сиквел, будущее проекта не выглядит безоблачным – большой вопрос, согласится ли зритель на повторный танец там, где ему только что пообступали ноги?
С 6 апреля в кино.