Начав отсчет "Одиннадцатью друзьями Оушена" пять лет назад, продюсеры быстро довели число друзей до счастливой цифры 13. Как и предыдущие два фильма про шайку благородных грабителей с моральными принципами, третий снят не лишенным авторских амбиций режиссером Стивеном Содербергом, продолжающим романтизировать уголовный мир.
Друзей Оушена уже тринадцать
За «Двенадцать друзей Оушена» /Ocean's Twelve/ (2004) Содербергу немного попеняли: для массового зрителя фильм был сочтен сложноватым, так что в третьей серии режиссер стремится реабилитироваться в смысле туповатости сюжета и вернуться к комическим корням – "Одиннадцать друзей Оушена" были по сути своей ремейком фильма 1960 года с участием Фрэнка Синатры и его закадычных дружков. Старый фильм был сделан единственно с целью поразвлечься, и эту ленивую атмосферу беззаботного гламура вот уже третий раз пытаются воспроизвести современные кинематографисты, которым это удается с переменным успехом – все-таки мысли о гипотетических барышах мешают по-настоящему расслабиться. В "Тринадцати друзьях Оушена" авторы уже довольно навязчиво стараются вызвать дух Фрэнка Синатры – один из персонажей говорит открытым текстом: "Мы с тобой пожимали руку Фрэнка Синатры, а у парней, которые ее пожимали, есть свой кодекс чести".
Человека, которому глубоко плевать на Синатру, играет в третьем фильме Аль Пачино – его персонаж, одиозный бизнесмен, жадина-говядина Уилли Бэнк, имеет неосторожность кинуть на бабки своего делового партнера, не зная, что тот входит в легендарную чертову дюжину Дэнни Оушена. Облапошенный попадает в больницу с сердечным приступом, и друзья Оушена, собравшись у больничной койки, решают мстить за товарища – так что в третьем фильме у грабителей, раньше действовавших из примитивных корыстных соображений, наконец-то появляется некое подобие нравственного императива. Других отличий "Тринадцати друзей Оушена" от "Одиннадцати" и "Двенадцати" кот наплакал: все так же среди многочисленных друзей рельефно выделяются главные персонажи, красавцы Джордж Клуни и лучше всех одетый Брэд Питт, а также Мэтт Дэймон, которому выпадает редкая возможность соблазнить секс-бомбу 1980-х годов Эллен Баркин. Это единственная женщина в фильме о мужской дружбе, в котором не осталось и следа от Джулии Робертс, бывшей жены заглавного героя, которую он еще надеялся вернуть в "Двенадцати друзьях". Авторы "Тринадцати" утратили остатки интереса к каким бы то ни было любовным или семейным отношениям и намеренно свели к минимуму дамское присутствие в этой картине, а единственная сексуальная сцена между Мэттом Деймоном и 53-летней Эллен Баркин, играющей правую руку Уилли Бэнка, носит не столько романтический, сколько анекдотический характер.
Не лишены юмористического оттенка и происки друзей Оушена по отношению к их кровному врагу. Открытие его нового казино, затмевающего грандиозностью все существующие и названного в честь владельца скромно, но значительно – просто "Банк",-- намечено на 3 июля, сочельник перед Днем независимости. Разумеется, именно в этот день дружки Оушена с присущим им цинизмом решают провернуть свою адскую комбинацию, в результате которой казиностроитель неминуемо должен остаться без последних штанов. Для этого они по обыкновению разрабатывают гениальный план, дико опасный и технически почти неосуществимый, хотя и очень красивый со стороны. Во-первых, они собираются просто-напросто обыграть неприятеля, несмотря на железный закон, что казино по определению остается в плюсе. Чтобы обезвредить защитную систему, банда Оушена организует небольшое землетрясение с помощью гигантской дрели, прославленной участием в строительстве тоннеля под Ла-Маншем. Другая часть плана заключается в том, чтобы подмочить репутацию героя Аль Пачино как владельца пятизвездочных отелей, каждый из которых удостоился престижной, хотя и несколько мифической награды Royal Review Board's Five Diamond Award. Проявив свою хваленую смекалку, друзья Оушена умудряются дискредитировать заведение Бэнка в глазах главного гостиничного критика, безнадежно отравив ему пребывание в отеле посредством мелких пакостей вроде напущенных в номер клопов и тараканов.
Однако на шестидесятнические проказы Фрэнка Синатры все происходящее на экране мало похоже, и ностальгический, автобиографический монолог Джорджа Клуни о том, как он первый раз оказался в Лас-Вегасе 22 года назад, когда там "все было по-другому", в принципе можно применить и к самому фильму, проигрывающему по отношению к первоисточнику с той же обреченностью, что и простодушный посетитель казино.