В последнее время у всех на слуху ремейки советских лент (как вспомнишь «Кавказскую пленницу!», так вздрогнешь!), однако заимствовать идеи из-за рубежа, зачастую не указывая авторов изначального фильма, наши режиссеры тоже не брезгуют
Копированием фильмов Квентина Тарантино в мире никого не удивишь. После триумфа «Криминального чтива» и успеха родственных по духу ранних лент Гая Ричи планету буквально захлестнула волна подражаний американцу и британцу. Наш режиссер Владимир Щегольков, однако, пошел дальше многих. Он клонировал не одну из режиссерских работ Тарантино, а его творение как сценариста – романтико-криминальную «черную» комедию Тони Скотта «Настоящая любовь». У российского фильма вместо одного сценариста было четверо – и результат получился вчетверо худшим. Может, двух авторов было достаточно? Вдвое хуже – лучше, чем вчетверо…
Все есть у заграничной принцессы, но одного ей в жизни не хватает – романтической прогулки по Питеру в обществе Гоши Куценко. По крайней мере, в этом зрителей пытался убедить фильм Александра Черняева, для которого знаменитый сценарист Эдуард Володарский передрал сюжет «Римских каникул». Однако картину Уильяма Уайлера не смогли бы перенести в современную жизнь даже нынешние голливудцы. Не то сейчас отношение к принцессам, да и Рим уже не жемчужина Италии, а туристический фастфуд, опошленный десятилетиями экскурсий «по стопам Одри Хепберн». Российская же версия «Каникул» собрала все неизбежные проблемы от осовременивания старомодного сюжета и добавила ворох банальных некомпетентностей. Получилась плоская скучища, которую мы уже семь лет пытаемся стереть из памяти.
Чем отличается Алена Овчинникова от Лары Крофт? Прямо скажем, всем. Начиная с цвета волос и заканчивая наличием харизмы. Однако это не помешало зрителям и критикам распознать в героине Анастасии Паниной жалкий клон искательницы приключений, сыгранной Анджелиной Джоли. О трэшевости и слабости «Скалолазки» можно рассуждать часами, но, честно говоря, одного взгляда на главную героиню и на ее выражения лица в фильме достаточно, чтобы понять, что Акелла (в лице режиссера Олега Штрома) промахнулся. Как промахивается лучник на состязаниях, который вместо мишени попадает в судью у себя за спиной.
От бессмысленного и беспощадного российского копирования не застрахован никто. Казалось бы, Джим Джармуш должен был быть абсолютно спокоен за свой сборник киноновелл «Кофе и сигареты». Кому придет в голову передирать эстетскую артхаусную ленту о задушевных разговорах, которая не провалилась в прокате лишь потому, что была снята за пять копеек? Но нашелся наш режиссер Сергей Ольденбург-Свинцов, который решил, что раз такое кино можно снять по дешевке, то его идею надо позаимствовать – и опошлить добавлением в заглавие слова «секс». Новое кино, надо признать, получилось не таким плохим, как могло бы быть, но все же до уровня наша съемочная группа не дотянулась.
Что делать продюсерам, если срочно надо снять кино, приуроченное к Олимпийским играм, а свежие и оригинальные идеи в голову не лезут? Правильно – надо раскулачить голливудского мэтра Билли Уайлдера и его знаменитую комедию «В джазе только девушки». И никаких моральных колебаний – Уайлдер ведь не придумал историю о парнях, которые вынужденно переодеваются девушками, чтобы влиться в чисто женский коллектив. Американская картина была третьей вариацией на эту тему после французской довоенной комедии и немецкого послевоенного фильма (обе ленты назывались «Фанфары любви»). Но если «В джазе только девушки» – это вечная классика, то ее спортивный ремейк, поставленный Евгением Невским, оказался пошлой и едва смешной однодневкой. Зато какая реклама Красной Поляны!
«О чем думают мужчины?» Этот вопрос далеко не так интересен, как вопрос «О чем думают женщины?», поскольку мужчины куда реже женщин говорят обиняками и скрывают свои мысли. За вычетом тех мыслей, которые мужчины не проговаривают, потому что все вокруг и так знают, что мужчины часто думают об «этом». Поэтому «зеркальный» ремейк голливудской романтической комедии «Чего хотят женщины», посвященной чтению мыслей противоположного пола, вышел куда более тупым и плоским, чем отнюдь не выдающаяся исходная лента Нэнси Майерс. Кроме того, Мария Берсенева оказалась заметно менее обаятельным исполнителем главной роли, чем Мел Гибсон.
Не Голливудом единым живет наше кино! «Горячие новости» – официальный ремейк одноименного гонконгского фильма Джонни То, и ремейк, надо признать, довольно удачный. С тем существенным отличием, что если оригинальная лента – это в первую очередь лихо закрученный боевик, то наши «Горячие новости» – это в первую голову сатирическое издевательство над милиционерами (тогда еще не полицейскими) и пиарщиками. Впрочем, в зашкаливающей «чернушности» ленту не обвинить. Юмор «Новостей», поставленных учившимся во ВГИКе шведом Андерсом Банке, злой, но оправданный.
Кажется, именно с этой картины Егора Кончаловского в России пошла волна ремейков западных лент, официально выдаваемых за оригинальные произведения. Не нужно досконально разбираться в кино, чтобы заметить, как похож триллер с невинно обвиненным героем Евгения Миронова на голливудскую ленту «Беглец» о невинно обвиненном персонаже Харрисона Форда. Однако создатели фильма так яростно настаивали на том, что сочинили оригинальную историю, что среди профессионалов «Побег» стал эталоном «краденого» ремейка, явственно уступающего исходному кино. Показательно, что авторы картины в своей наглости даже не сменили профессию главного героя! И в «Побеге», и в «Беглеце» рассказывается о преуспевающем хирурге.
Фильм Сарика Андреасяна не очень похож на комедию Айвана Райтмана «Джуниор», но все же их сходство отрицать невозможно, а уникальность их сюжетных завязок гарантирует, что речь идет не о простой сюжетной параллели, а о вольном ремейке. Обе ленты – фарсовые романтические комедии о мужчине, которому по стечению обстоятельств удается забеременеть, и в обеих картинах у главного героя есть лучший друг, который заметно меньше его ростом и намного его смешнее. В нашем кино это пара Дмитрий Дюжев и Михаил Галустян, а у американцев – Арнольд Шварценеггер и Дэнни де Вито. Однако если у Райтмана картина вышла просто глупой, то «Беременный» – это еще и полная бредятина.
Все, кто видел даже не сам фильм, а постер «Дня Д», отлично знают, зачем Михаил Пореченков клонировал «Коммандо». Ему хотелось накачать мышцы, сфотографироваться по пояс голым… И сделать это не просто так, а ради съемок. Чтобы фотографии его мускулатуры висели по всей стране. Что ж, мечта Пореченкова сбылась – он сымитировал Шварценеггера. А вот все остальное в «Дне Д» не получилось. Начиная с того, что доблестный герой воюет с эстонскими националистами. Ну не по чину это «крутому русскому парню». Для такого героя эстонцы должны быть на один укус. Вот немцы или американцы – это другой разговор…
Двойной ремейк – в два раза больше повторов, чем в обычном ремейке! В «Подарке с характером» Карен Оганесян слил сразу две картины – свой собственный «Марафон» и французскую «Игрушку» Франсиса Вебера. Получилось, впрочем, на удивление неплохо. Придраться к «Подарку» можно, но будем откровенны – слишком уж редко у нас выходят приличные детские и семейные картины, чтобы «закапывать» их за малейшие провинности. Кроме того, приятно видеть Михаила Галустяна играющим полноценную трагикомичную роль, а не просто кривляющимся на экране. Но «Игрушка» все же была сильнее.
Какую отличную сюжетную идею запорол Никита Михалков! Можно же было выбрать какой-нибудь реальный сложный судебный случай из российской жизни и показать на экране возможное обсуждение присяжными этого дела. Было бы и увлекательное, и образовательное кино, демонстрирующее нюансы российского суда присяжных. Который, заметим, не в точности такой, как в Америке. Михалков же попытался перенести на нашу почву процесс из классической голливудской драмы Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». И получилась клюква на березке – неубедительная, недостоверная и захватывающая лишь из-за участия ярких актеров. Из множества претензий, которые можно предъявить «12», упомянем лишь две, самые очевидные. Во-первых, наши присяжные – это, как правило, немолодые женщины (то есть самые ответственные и досужие граждане). А во-вторых, на пожизненное заключение за непредумышленное убийство отчима в России не осуждают. Это преступление максимум на «десятку».