Все то же самое, что в «Нежданном путешествии», но еще масштабнее – тех, кому четырех фильмов по Толкину было мало, «Пустошь Смауга» точно не разочарует
Наследник гномьего трона Торин Дубощит и его компаньоны продолжают свой путь к Одинокой горе, в глубины древнего города, захваченного огнедышащим драконом Смаугом. Перед экспедицией лежит Лихолесье, дом лесных эльфов, с некоторых пор кишащее темными силами. Все усложняется тем, что проделать этот путь гномам и хоббиту придется самостоятельно – волшебник Гэндальф вынужден покинуть их, чтобы разобраться, что за могущественное существо поселилось в Дол-Гулдуре.
Есть такие фильмы, которые идут полтора часа, но кажется, что прошло часа три. В виде «Пустоши Смауга» мы имеем еще более «запущенную» ситуацию – фильм длится два с половиной часа, но по ощущениям все пять. Что в данном конкретном случае, впрочем, для многих послужит лучшей рекомендацией – ведь пять часов, проведенных в любимом фэнтези-мире, лучше, чем два с половиной?
С ходу необходимо пояснить, что такой эффект достигается не из-за того, что фильм «провисает» или просто скучный, нет. Просто в нем очень много событий – вернее, того, что принято называть словом «приключения», и это даже удивительно, есть учесть, что Питер Джексон разбил на три изначально длинных фильма одну не такую уж толстую книгу. Блуждания по Лихолесью, армия пауков, встреча с лесными эльфами, побег в бочках и схватка с орками, вылазка в Дол-Гулдур, посещение Озерного города, отражение атаки орков, в конце концов, столкновение со Смаугом… Видно, что Питер Джексон искренне влюблен даже не в этот мир, а в свою его интерпретацию – каждый акт сюжета он обставляет максимально подробно, но так, чтобы при этом не усыпить зрителя. В итоге создается ощущение, что смотришь не один большой фильм, а несколько эпизодов сериала подряд – и на каком именно сеанс прервется, одному богу известно. Джексон, впрочем, не стал оригинальничать и закончил «Пустошь Смауга» классическим финалом в духе «Империя наносит ответный удар» – гипс снимают, клиент уезжает, все пропало! Как теперь дождаться заключительной части трилогии?
Выше было сказано, что Джексон не стал оригинальничать, и это еще один «плюс-минус» «Пустоши Смауга». С одной стороны, картина абсолютно бесшовно вписывается в цикл – это не случай первой и второй трилогий «Звездных войн», спустя годы наши дети будут смотреть сагу, начиная с «Хоббита», и не испытывать никаких затруднений при переходе на «Властелина колец». С другой стороны, за десять лет, прошедшие с выхода «Братства кольца», джексоновский «большой стиль» слегка поистрепался. Пафосные паузы, выразительные сверхкрупные планы, компьютерные «дублеры» эльфов, скачущие по головам, словно Джет Ли в «Фонг Сай-Юке», – какой-то особенной свежести во всем этом уже не чувствуется. Бывали, видали, проходили, слышали, знаем. И даже дракон Смауг, безусловно впечатляющий в первые минуты своего появления, как-то подозрительно быстро становится привычным и обыденным.
Впрочем, как минимум одно удачное свежее решение в «Пустоши Смауга» все же есть – речь о «боевой эльфийке» Тауриэль в исполнении Эванджелин Лилли и ее очаровательном «романе» с одним из гномов, Кили. Этой героини не было в книге Толкиена, но в фильм она вписалась как влитая. Пожалуй, можно даже поиграть в провидца и предположить, что новое поколение подростков получило свою принцессу Лею – яркий объект романтических (эротических?) фантазий. Ничего особенного Тауриэль вроде бы не показывает, но выглядит сногсшибательно, с армиями орков расправляется крайне лихо, а глазами стреляет не менее эффектно, чем из лука.
Смотрите в кино с 19 декабря.