Триумфальное завершение трилогии о холодной войне и противостоянии ГДР и ФРГ.
8 ноября 1989 года. Некогда шпион Мартин Раух (Йонас Нэй) давно разочаровался в политических играх и вот уже несколько лет наслаждается спокойной жизнью отца-одиночки. Ее внезапно прерывают: Мартина просят экстренно вернуться к обязанностям ради важного дела, намекая, что молодому папаше лучше не отказываться от работы. Цель — отравить главу ГДР Эгона Кренца, задумавшего принять радикально либеральную реформу и предоставить гражданам свободу передвижения по Берлину. Миссия, очевидно, проваливается — в течение суток Берлинская стена «падает». После фиаско на Мартина выходят главные международные спецслужбы и ясно дают понять, что выйти из игры просто так не получится: либо он вернется к шпионажу, либо его арестуют, либо на худой конец убьют.
Еще до успеха «Бумажного дома» — самого показательного кейса европейского сериала, который без энтузиазма был принят на родине, но получил международное признание после покупки стриминговым сервисом — была «Германия 83», частично повторившая судьбу испанского хита. Ее по достоинству оценили в США, несмотря на то что это был первый немецкий сериал на американском ТВ, который к тому же транслировали с ненавидимыми американцами субтитрами, а вот в Германии ее приняли прохладно. Более того, из-за низких зрительских рейтингов немецкая газета Bild назвала «Германию 83» «главным провалом года». Тогда казалось, что амбициозному проекту из трех мини-сериалов с разницей в три года (83-86-89), раскрывающему финальный этап холодной войны, не суждено сбыться. Благо, все обошлось: после первого сезона проект выкупил Amazon Prime, взял его под свое крыло и увеличил бюджет — словом, сделал все, чтобы создатели больше не волновались о рейтингах. Сейчас, пять лет спустя после премьеры сериала, нужно сделать то, что в свое время не смогли немецкие зрители, — дать уже законченной «Германии» шанс и в своем темпе начать смотреть сериал.
Говорить о «Германии 89» вне контекста предыдущих сезонов бессмысленно, смотреть ее отдельно от них — тем более. Здесь все как в обычной трилогии: лучше не рисковать и начинать по порядку. По сюжету обычного пацана из ГДР вербует родная тетя из Штази и отправляет на опасное задание в ФРГ, там он знакомится с ужасами капитализма и втихую спасает мир от ядерной войны. Выглядит это нисколько не тяжеловесно, никаких глубоких экскурсов в историю и политику периода. Напротив, «Германия 83» — это такая комедийная смесь «Жизни других» и сериала «Американцы»: вроде бы строгий шпионский боевик с типичными для жанра напряженными эпизодами, когда герой выполняет миссию в последние секунды, но в то же время много внимания уделено личным историям героев, воссозданию быта и нравов сложной эпохи, а еще здесь есть место юмору и поп-культурным отсылкам.
В конфликте двух идеологических систем создатели сериала сохраняют удобный нейтралитет, но только для того, чтобы катком пройтись и по капитализму, и по социализму. Выпущенная через три года «Германия 86» окончательно вышла за рамки соседского конфликта: главного героя бросали по миру, в том числе отправляли и в дружественную Анголу, а за игровым столом появилось так много международных спецслужб и новых игроков, что в какой-то момент стало трудно следить, кто на кого работает и почему это важно. Неудивительно, что несколько скомканный, тяжеловесный и чересчур масштабный сезон многим зрителям пришелся не по душе.
Другое дело — заключительная часть этого триптиха. «Германия 89» — это, возможно, лучший сезон проекта: смелый, многосторонний и, что особенно важно, злободневный. «Падение» Берлинской стены, с которого начинается новый сезон, было, как известно, абсолютно стихийным и случайным результатом мирных протестов — таких в наше время хватает, куда ни ткни пальцем. Оттого, наверное, и появляется какой-то неподдельный интерес следить за тем, как требующий демократии народ внес свои коррективы в безумное идеологическое противостояние и вызвал незапланированный хаос. К тому же в новых эпизодах есть все, за что в свое время полюбили «Германию 83», это такое возвращение к корням: есть где погрызть ногти от напряжения, посмеяться или покачать головой в такт немецкой попсе 80-х. Все очень исторически доступно и не перегружено политикой — наверное, «Коллапс» Мэри Саротт или учебник по истории новый сезон не заменит, но станет приятной иллюстрацией статьи из Википедии. Наконец, получилось просто очень трогательное прощание с героями, как в финале фильма «Гуд бай, Ленин!»: кто-то умер убежденным социалистом, а кто-то впервые в жизни выходит на улицу свободным, спрашивая себя: «А дальше что?»
Сериал доступен для просмотра на More.tv.