Увлекшись конструированием спецэффектов и накручиванием секретов друг от друга, авторы «Мира Дикого Запада» совершенно забыли о героях, убедительных характерах, мотивах и чувствах
Тематический парк, созданный доктором Робертом Фордом, превосходит все ожидания посетителей – гостей «Мира Дикого Запада» ожидают приключения, поиски сокровищ, ограбления банков, погони и перестрелки. Но самое главное – стрельба по безобидным «роботам» позволяет выплеснуть всю накопившуюся негативную энергию человека. Вот только «жертвы» со временем оказываются все менее и менее безобидными, в них еще на этапе проектирования была заложена «мина замедленного действия» – способность обучаться и развиваться. Да и люди, прошедшие парк, все чаще теряют человеческий облик, превращаясь из милых обывателей в кровавых убийц. Что случится раньше – роботы обретут душу или люди эту душу утратят? В «Мире Дикого Запада» никогда нельзя предсказать, что является частью запланированного сценария, а что идет вразрез с мыслями его создателей.
Порой очень любопытно узнать, о чем разговаривают между собой большие режиссеры, могущественные продюсеры, отмеченные наградами операторы и заваленные работой сценаристы. Неужели, как простые люди, они говорят о погоде, об успехах своих детей, о недавних поездках, путешествиях и приобретениях? Или же, подобно античным мыслителям, общаются на философские темы, поднимая вопросы бытия, будущего человечества и смысла жизни? Охотно верим, что в кругу Кристофера Нолана ведутся именно такие беседы, иначе чем еще объяснить такую страсть к вопросам разума и души. Сперва сам Нолан исследовал человека в своих «Помни», «Интерстелларе» и местами в «бэтмениане». Затем его верный оператор Уолли Пфистер поставил «Превосходство», теперь пришел черед Джонатана Нолана, вдохнувшего жизнь в игрушечных ковбоев.
«Мир Дикого Запада» задуман каналом НВО как замена уходящей через пару лет на покой «Игре престолов», однако полагать, что эти сериалы похожи, в корне неверно – отличий в них куда больше, чем общего. Приземленная, по-народному грубая «Игра» переполнена героями и местами действия. Цели персонажей в ней очевидны, а характерных изменений по ходу сюжета в этом шоу герои почти не претерпевают – «Игру престолов» можно сравнить с шахматами. «Мир Дикого Запада», в свою очередь, оперирует лишь в трех, пусть и обширных, локациях, ведущих героев в нем на порядок меньше, чем в Семи Королевствах, зато заранее невозможно предсказать, кто есть кто в этом парке смертельных аттракционов. Сериал Нолана и Лизы Джой ближе к покеру, где карты обретают свое истинное значение не при начальной расстановке, а в каждом конкретном раскладе.
Но одно дело большие амбиции, впечатляющая идея, далеко идущие планы и внушительный бюджет, а другое – воплощение в жизнь. Да, сериал, безусловно, получился, но получился скорее таким, как хотелось авторам, а не зрителям. Джонатан Нолан погрузился в интересную для себя идею, да так и погряз в ней с головой, редко отзываясь на крики зрителей о перегруженности и однообразии. И в самом деле, нужно приложить немало стараний, чтобы пробиться сквозь стену абсолютной нечеловеческой скуки первых трех эпизодов шоу, не помогают даже обильные кровавые сцены – они быстро «приедаются», особенно после того, как зрителю многократно дают понять: роботы целы, в этом их предназначение – быть убитыми.
И если приедается зрелище, то что уж говорить про смыслы? К несчастью, лишь в самом финале авторы начинают раскрывать общий смысл своей задумки, но вся беда в том, что смысл этот расплывчат, а мораль совсем неочевидна. Нолан говорит о том, что в его сериале человеку наконец отведена роль «злодея» в старинном противостоянии с роботами, но тут он откровенно лукавит – хороших в сериале совсем нет.
Когда-то Кристофер Нолан перевернул жанр кинокомикса тем, что сделал героев, даже положительных, неоднозначно трактуемыми. Его брат пошел еще дальше: в «Мире Дикого Запада» нет ни одного положительного персонажа – все убивают, преследуют личные цели, ищут выгоду. Люди смело уничтожают роботов, те в ответ бесстрастно режут «богов». Отважных благородных рыцарей парк обращает в маньяков, альтруистов – в скряг, гуманистических изобретателей – в желающих покрасоваться жестоких палачей. Возможно, за этой метафорой авторы прячут свое отношение к миру реальному, но как-то это несколько однобоко и чрезмерно мрачно.
Впрочем, сколь бы скользкой ни была развязка первого сезона, пробрасывающая мостик в большое будущее, сколь бы спорными ни были выводы героев о своем предназначении, а за десять эпизодов первого сезона «Мир Дикого Запада» не сделал существенного шага вперед в развитии сюжета. По-прежнему зритель остается в неведении об истинном плане создателей парка и роботов, по-прежнему шоу не желает останавливаться, накручивая виток за витком насилие ради насилия, по-прежнему у сериала нет однозначного героя, который способен увлечь в продолжение. Как и положено аттракциону, «Мир Дикого Запада» покрутил посетителя на карусели и закрылся на перерыв, чтобы в следующий раз открыться с тем же расписанием развлечений. Роботу большего и не нужно.