«Хулиганы и ботаны» (1999-2000) показывает мир подростков в 1980-х. Главной героине Линдси надоело следовать правилам и быть прилежной ученицей, поэтому она связывается с компанией школьных хулиганов, а ее младший брат Сэм предпочитает дружить с ботанами: они с друзьями обсуждают популярные фильмы и несправедливую школьную иерархию. Несмотря на разницу во взглядах и социальные статусы, эти группы все равно будут способны найти общий язык, правда, сначала им придется узнать друг друга чуточку лучше. Сериал был закрыт после первого сезона из-за низких рейтингов. Однако впоследствии вошел в список «100 лучших телесериалов всех времен» по версии журнала Time. Разбираемся, в чем культовость «Хулиганов и ботанов» и почему в свое время его не смогли оценить по достоинству.
Шоу опередило свое время
Сериал снят с ностальгией по недавним 1980-м, сегодня такие проекты сплошь и рядом: взять, например, «Очень странные дела», которые моментально получили признание публики. Впрочем, если присмотреться, их герои не кажутся такими уж новыми. Они так или иначе напоминают нам фриков и гиков из когда-то закрытого сериала.
В конце прошлого столетия еще не было моды на ностальгический мотив. Более того, воспоминания о 1980-х были довольно свежими. Совсем недавно все ходили на «Охотников за привидениями» и носили огромные кожаные куртки, а шок от смерти Джона Бонема из Led Zeppelin продолжал отзываться глухим эхом. Люди жили на рубеже веков, когда перемены были на каждом шагу. Неудивительно, что популярность приобретали такие шоу, как «Друзья», «Секс в большом городе» и «Беверли-Хиллз 90210». Они не бросали взгляд в прошлое, а рассказывали о том, что происходит здесь и сейчас.
Долой стереотипы
Подростковое кино обычно содержит множество клише и однотипных персонажей. Сериал «Хулиганы и ботаны» старается избегать стереотипных спортсменов и лузеров. В главных ролях нет привычного мачо из футбольной команды, а чирлидерши не бесят высокомерностью. Даже молодой красавчик Джеймс Франко чувствует себя неудачником и абсолютно потерянным. Перед нами обычные люди, которые могут не обладать блестящим умом или ярким характером. Подростки в сериале максимально простые и поэтому притягательные, словно актеры и не играли вовсе, а жили на площадке. Первый хулиган школы, убежденная христианка или закомплексованный парень – все могут найти общий язык друг с другом. Благодаря взаимодействию нескольких компаний становится ясно, насколько установленные барьеры иллюзорны. Сериал одним из первых демонстрирует не столько отсутствие ярлыков, сколько их незначительность и бессмысленность. Как бы Линдси себя ни идентифицировала, членом матлетов или одной из хулиганов, ей удается оставаться собой.
Проблема взросления
Сериалы того времени не всегда могли раскрыть изнаночный мир подростков. Казалось, что школьники погрязли в любовных драмах и своими интригами ничем не отличались от взрослых. Все было преувеличенным и в целом не имело ничего общего с действительностью. На телевидение еще не пришли такие честные истории, которые сегодня, например, можно увидеть в «Половом воспитании» или в «13 причин почему». Но задолго до них «Хулиганы и ботаны» уже начали прощупывать эту почву. У каждого персонажа здесь есть своя арка, они ошибаются и испытывают чувство неловкости, не доверяют родителям и не понимают, что их ждет после окончания школы. Если кто-то еще вначале казался поверхностным и жестоким, то через какое-то время он открывается зрителю с неожиданной стороны. Каждому здесь есть что рассказать: отсутствие ориентиров, одиночество, страх новизны или разочарование в наставнике. Очевидно, что создатели намеревались показать тернистый путь взросления. Вот только не успели они разогнаться, как сериал прикрыли.
Культурный фон
Помимо интересного сюжета и хорошо прописанных героев сериал завлекает своей атмосферой. Даже после просмотра всего пары серий будет совершенно ясно, что это не свободные 60-е и не новаторские 90-е. Всё, начиная с внешнего вида и заканчивая беседами, свидетельствует об эпохе бунтарских 80-х. Ботаны обсуждают новые серии «Звездного пути», на стене у Сэма висит плакат Дарта Вейдера, а любимая игра мальчиков, конечно же, «Подземелье и драконы». Хулиганы, в свою очередь, страстно увлечены панк-культурой, в то время как диско претерпевает свой закат. Маленькие детали культурного кода Америки так и разбросаны по всему сериалу. Например, в серии про Хэллоуин родители запрещают детям брать угощения без обертки, ведь в то время в маленьких американских городах ходили слухи о сладостях с иглами внутри.
Формат драмеди
Метод, с помощью которого создатели рассказывают историю, тоже в своем роде уникальный. «Хулиганы и ботаны» – определенно комедийный сериал, но он также содержит в себе элементы драмы. Герои сталкиваются с проблемами и переживают предательства. Боль следует за ними по пятам, но благодаря комедийному мотиву так и остается лишь ненавязчивым напоминанием, что в жизни не бывает все просто. Этому способствует и выбор саундтреков. Музыка помогает встряхнуться, словно поддерживает баланс между двумя жанрами. Пока играет знакомая песня, герои остаются в безопасности, не переступая порог мира взрослых. Они надевают наушники, берут в руки барабанные палочки или просто включают музыку в машине, и все снова возвращается в свой привычный ритм.