Близится наградной сезон, и мюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада» (или просто Wicked/«Злая») ― один из главных фаворитов этого года. С момента его выхода 22 ноября весь мир, не утихая, поёт саундтреки, уже не осталось ни одной компании, не выпустившей мерч по фильму, а бокс-офис то и дело ставит новые рекорды. Разбираем по пунктам, почему «Злая» вызвала такой ажиотаж.
Бродвей
Мюзикл «Злая» шёл на Бродвее 20 лет и до сих пор остаётся одним из самых популярных шоу. Понятно, что в России бродвейское влияние на поп-культуру не так сильно, и «Злая» до выхода фильма могла быть известна разве что фанатам сериала «Хор». Но в Америке это уже своего рода классика, вырастившая целое поколение так называемых «детей театра» (обобщённое понятие для фанатов музыкальной сцены, участников школьных постановок и всех неровно дышащих к Бродвею).
Многие из тех, кто сейчас возвеличивает «Злую» (включая саму Ариану Гранде), ходили на этот мюзикл ещё детьми ― так что это своего рода «Гарри Поттер», поклонники которого всё никак не могут переключиться на что-то другое даже 20 лет спустя («После стольких лет? Всегда!»). Естественно, выход фильма породил новую волну увлечения любимым мюзиклом, а «дети театра» наконец совершили каминг-аут, как никогда прежде в истории. Они ждали этого часа всю свою жизнь, и именно они сейчас завирусили «Злую» на просторах соцсетей, а также продолжают делать кассу фильму, ходя в кино по 5-7 раз в полном обмундировании. И это ещё далеко не предел ― специально ради таких фанатов, которые с детства знают все тексты песен, в США даже сделали караоке-показы, чтобы те могли спокойно петь среди своих, не мешая просмотру тех, кто пришёл на мюзикл впервые, чтобы, например, послушать Гранде.
Также стоит отметить, что «Злая» не только в точности следует оригиналу, за что получила +100 очков, но и дополняет его новыми ценными штрихами, которые гармонично вписались в сюжет. За это отдельная благодарность всё той же Ариане Гранде, которая, будучи яростной поклонницей оригинала, была на площадке негласным консультантом, не дававшим «покушаться на святое», ― именно с ней режиссёр Джон М.Чу и автор постановки Стивен Шварц советовались по любому изменению или дополнению канона.
У истоков американской культуры
Генри Форд однажды заметил: «Бродвей — это конвейер, производящий развлечения так же, как мы производим автомобили». Союз Бродвея и Голливуда стал важной вехой в истории кино, ведь именно мюзиклы возглавили переход в эпоху звукового кинематографа. Именно поэтому спустя годы «Ла-Ла Ленд» тронул сердца киноакадемиков, пробудив их ностальгию по эпохе, когда мюзиклы доминировали среди киножанров.
Сегодня всё иначе: мюзиклы выходят редко, а многие зрители относятся к ним с непониманием или прохладой. Если бы Генри Форд жил в наши дни, он, скорее всего, заменил бы слово «Бродвей» на «стриминги». Эпоха сменилась, и лишь немногие мюзиклы раз в несколько лет прорываются к широкой аудитории. «Злая» — как раз такой случай. Это одновременно яркий привет из прошлого и успешное современное воплощение жанра — в отличие, скажем, от провалов вроде «Кошек» или «Дрянных девчонок».
Хлеба и зрелищ
Когда людям важно отвлечься от политических распрей, они убегают от реальности в развлечения – тут ничего не поменялось со времён Римской империи. Так вышло, что промокампания и выход фильма почти совпали с выборами американского президента. И хоть в один день со «Злой» вышел «Гладиатор 2», за хлебом и зрелищами в столь мрачный период народ пошёл на мюзикл про становление ведьмы из страны Оз («Злая» на старте заработала в два раза больше торсов Паскаля и Мескала). Неудивительно, ведь сюжет «Злой» завязан на политическом конфликте с притеснением меньшинств, но при этом с буйством красок, песнями и плясками ― такой эскапизм мы заслужили.
Размах
Wicked ― это не очередная CGI-история. Давайте проясним не всем известный факт. Абсолютно все объекты, включая сверхскоростной поезд, в который садится Эльфаба, чтобы добраться до Волшебника, всё это было построено в реальности на площадке. Съёмочная команда высадила настоящее поле из 9 миллионов тюльпанов всего для одной сцены фильма! «Если ты хочешь погрузиться в этот мир, его надо построить», ― заявил режиссёр Джон М. Чу. Поэтому всё, что мы видим в фильме, является 100%-но натуральным с минимумом эффектов (тут снова помянем «Кошек» и выдадим блок сигарет Тому Хуперу). Конечно, при просмотре «Злой» это всё не остаётся незамеченным, сразу же бросается в глаза и вряд ли кого-то оставит равнодушным.
Сильная история
Даже если вы не знакомы с бродвейской постановкой, вы точно знаете историю Дороти из страны Оз: куда приведёт дорога из жёлтого кирпича и что ведьмы не терпят воды. Но фильм раскрывает всем известную историю с новой стороны — ставит в центр «злодея» и делает это ещё более дерзким образом, чем в той же «Малефисенте». После просмотра может даже показаться, что картина «Волшебник страны Оз» с Джуди Гарленд ― это фанфик, а «Злая» ― канон.
История Эльфабы тронет каждого, кто хоть раз ощущал себя изгоем. Нелюбимая отцом за то, кем она родилась, отвергнутая однокурсниками, втянутая в конфликт с самой популярной девушкой университета, она борется с неспособностью контролировать свои силы. И всё же Эльфаба надеется, что встреча с Волшебником изменит её жизнь. Она действительно всё меняет, но не так, как она ожидала. Оказавшись жертвой обмана, Эльфаба становится врагом для всех жителей Оз — хотя на самом деле она лишь хотела сделать мир лучше. Это история почти шекспировского масштаба, полная эмоциональной глубины и усыпанная пасхалками.
Ариана и Синтия
Промокампания «Злой» уже заслужила право отдельной мем-вселенной. Всё благодаря Синтии Эриво и Ариане Гранде. Актрисы плакали и хватались за сердце (а также за ногти) на каждом интервью даже от самых невинных вопросов, щедро осыпали любовью и комплиментами всех журналистов и тем самым показали всему миру, что и фильм соткан целиком и полностью из любви. Сразу видно, что кино снимали те, кто любят «Злую» как никто другой, оттого и результат соответствующий.
Фильму несказанно повезло с главными героинями: одна из самых популярных певиц и одна из величайших актрис современности выложились на все 300%. За последние годы лишь немногим мюзиклам удалось стать таким значимым событием. Та же «Вестсайдская история» Спилберга ничуть не уступала в качестве, но столкнулась с неудачным таймингом и проблемами с пиаром: главного актёра Энселя Элгорта «отменили» ещё на стадии постпродакшена, а премьере помешала пандемия. У «Злой» всё сложилось идеально: удачный тайминг, грамотный пиар, высокое качество фильма и, возможно, даже немного магии.